Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 февраля 2009 г. N Д05-1016
Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение по вопросам, связанным с поддержкой малого и среднего предпринимательства, и сообщает.
В настоящее время банковская деятельность регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России") (далее - Закон о Банке России), другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
В соответствии с действующим законодательством коммерческие банки вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок предоставления кредитов, учитывая риски невозврата кредитов заемщиками.
Вместе с тем, в целях повышения доступности финансовых ресурсов для приоритетных секторов экономики, в том числе для малого и среднего предпринимательства, реализуется комплекс мероприятий, направленный на повышение устойчивости финансовой системы страны, в том числе банковского сектора.
В соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" российским кредитным организациям в целях увеличения ликвидности могут быть предоставлены субординированные кредиты на общую сумму 950 млрд.рублей.
В соответствии с пунктом 16 Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (далее - План действий) коммерческим банкам, в том числе с государственным участием, получившим государственную поддержку, рекомендовано увеличивать объемы кредитования реального сектора, в том числе малых и средних компаний.
Для обеспечения целевого использования средств (кредитования приоритетных секторов экономики, включая малый и средний бизнес) банками, получающими государственную поддержку, Минэкономразвития России при участии Банка России во исполнение пункта 17 Плана действия осуществляется оперативный мониторинг объем средств, направленных кредитными организациями, в том числе кредитными организациями, получившими государственную поддержку, на кредитование реального сектора экономики.
В целях усиления контроля за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которым Банк России вправе назначить уполномоченных представителей в кредитную организацию, которой оказывается государственная поддержка.
В целях повышения ликвидности кредитных организаций, кредитующих малые и средние предприятия, пунктом 53 Плана действий предусмотрено рефинансирование портфелей кредитов таких компаний, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией государственной корпорации.
Реализуемые мероприятия будут способствовать стабилизации финансовой системы Российской Федерации, повышению доступности кредитных ресурсов для предприятий.
Также сообщаем, что орган государственной власти или местного самоуправления вправе принять решение о включении помещений в Перечень имущества, предназначенного для аренды субъектами малого и среднего предпринимательства.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" при органах власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления создаются координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства в целях привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предоставление помещений из указанного Перечня осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.
В 2007 году в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепили за органами государственной власти и местного самоуправления возможность создания имущественных фондов для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства.
Основные преимущества данного предложения:
- формирование имущественных комплексов для целей малого бизнеса на постоянной основе;
- стимулирование развития необходимых для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований видов предпринимательской деятельности (бытовые услуги, социально-ориентированные предприятия и пр.);
- обеспечение доступности имущества для малого бизнеса.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 797 имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках долгосрочных договоров.
Таким образом, принятие решения о сроках договора аренды и размере арендной платы является исключительным правом собственника помещения.
На основании изложенного отмечаем, что решение поставленных в обращении вопросов имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства и снижения ставки земельного налога относится к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Заместитель директора |
П.В. Пустеленин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 февраля 2009 г. N Д05-1016
Текст письма официально опубликован не был