Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 228-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Перевозчикова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ряда других нормативных правовых актов"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Н. Перевозчикова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Н. Перевозчиков оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
пункта 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым признана утратившей силу статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регламентировавшая порядок транспортного обслуживания инвалидов, в том числе предоставлявшая инвалидам право на бесплатное или на льготных условиях обеспечение транспортным средством;
подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов", которым Правительству Российской Федерации было дано поручение в 2009 году обеспечить инвалидов вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, если они на 1 января 2005 года состояли на соответствующем учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями", которым утверждены Правила предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета и Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета названным в этом постановлении Правительства Российской Федерации категориям инвалидов;
пунктов 10 и 12 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 15 "О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами"), согласно которым утрачивают силу, соответственно, постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" и от 14 ноября 1999 года N 1254 "О порядке финансирования расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов".
По мнению заявителя, данные нормативные положения противоречат статьям 2, 4 (часть 2), 7, 15 (части 1 и 2), 18, 19, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 55, 59 (часть 1), 64, 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, поскольку отменяют без предоставления равноценной компенсации право инвалидов на бесплатную замену транспортного средства, чем допускают отказ государства от ранее принятых публично-правовых обязательств и ставят инвалидов в неравное положение при реализации мер социальной поддержки в зависимости от того, состояли ли они на 1 января 2005 года на учете в органах социальной защиты в целях обеспечения транспортным средством.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Признав утратившей силу статью 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральный законодатель одновременно дополнил его статьей 28.1, предусматривающей для инвалидов ежемесячную денежную выплату, а также внес дополнения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с которыми инвалидам предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (статьи 6.1 и 6.2).
В то же время для лиц, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, предусмотрена реализация названного права и после признания утратившей силу статьи 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Такое правовое регулирование направлено на сохранение ранее предоставлявшегося объема мер социальной защиты инвалидам, имевшим на 1 января 2005 года право на обеспечение транспортными средствами, и не может рассматриваться как нарушающее права инвалидов, в том числе инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1264-О-О, от 8 февраля 2011 года N 121-О-О и 122-О-О).
Указ Президента Российской Федерации "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" не устанавливает и не отменяет право инвалидов (в том числе инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы) на обеспечение транспортными средствами, а создает механизм исполнения возникших до 1 января 2005 года обязательств Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями тех инвалидов, которые до названной календарной даты были в этих целях приняты на учет в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и стали участниками соответствующих правоотношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2009 года N 1390-О-О и от 19 октября 2010 года N 1307-О-О). Следовательно, нет оснований полагать, что данный Указ Президента Российской Федерации затрагивает конституционные права инвалидов-чернобыльцев, у которых такие правоотношения не возникли.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 января 2004 года N 1-П, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан рассматривает вопрос о конституционности нормативного акта Правительства Российской Федерации, если данный акт принят во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации непосредственно федеральным законом, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом законе, и именно на основании такого уполномочия Правительство Российской Федерации непосредственно осуществило правовое регулирование соответствующих общественных отношений (так называемое делегированное регулирование).
Между тем постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 издано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1427-О-О и от 24 февраля 2011 года N 247-О-О).
Что касается постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами", то оно отменяет нормативные правовые акты, касающиеся исключительно изменения марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно, и порядка назначения и выплаты этой категории граждан компенсации на эксплуатационные расходы, а потому не может рассматриваться как затрагивающее права заявителя в оспариваемом им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Перевозчикова Александра Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 228-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Перевозчикова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов ...
Текст Определения официально опубликован не был