Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N 5-Г12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Калининой Л.А., Ерёменко Т.И.,
при секретаре Васильченко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Цыглакова В.Ф. на решение Московского городского суда об отказе Цыглакову В.Ф. в удовлетворении заявления о признании недействующими первого и второго абзацев пункта 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: "Природно-исторический парк "Москворецкий", "Природно-исторический парк "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское" в части включения в границы природно-исторического парка "Москворецкий" земельного участка с кадастровым номером 77:07:001004:039.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Цыглакова В.Ф., его представителя Будынина В.Ф., представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" Кривеги П.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Москвы Кречетовой А.Т., Камышова Д.А., Важиной А.Н., представителей Государственного природоохранного бюджетного учреждения "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы" Бирюкова А.Е., Колупаева А.В., просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:
29 декабря 1998 года Правительством Москвы принято постановление N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природно-исторического парка "Москворецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника Петровско-Разумовское" (далее - Постановление N 1012 от 29 декабря 1998 года), в соответствии с которым в городе Москве образована особо охраняемая природная территория регионального значения природный парк "Москворецкий" площадью 3660,0 га (Западный административный округ, Северо-Западный административный округ). Первым и вторым абзацами пункта 2 названного постановления утверждены границы особо охраняемой природной территории - природный парк "Москворецкий" (приложения 1, 1а). Постановление опубликовано в издании "Вестник Мэрии Москвы", 1999 год, N 3.
Постановлением Правительства Москвы N 742-ПП от 27 сентября 2005 года "О природно-историческом парке "Москворецкий" особо охраняемая природная территория "Природный парк "Москворецкий" переименована в особо охраняемую природную территорию "Природно-исторический парк "Москворецкий" (подп. 1.1 п. 1 Постановления).
Цыглаков В.Ф. обратился в суд с заявлением о признании недействующими указанных первого и второго абзацев пункта 2 Постановления N 1012 от 29 декабря 1998 года в части включения в границы природно-исторического парка "Москворецкий" земельного участка с кадастровым номером 77:07:001004:039.
Заявитель полагал, что включение этого земельного участка означает фактическое введение запрета на занятие садоводством, что нарушает право пользования заявителя земельным участком, выделенным в 1956 году его семье для занятия садоводством и расположенным, в свою очередь, в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:001004:039.
Считал, что Правительство Москвы, включив в состав особо охраняемой территории регионального значения земельный участок с кадастровым номером 77:07:001004:039, распорядилось имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, вышло тем самым за пределы своей компетенции.
Кроме того, по мнению заявителя, границы "Природно-исторического парка "Москворецкий" утверждены без согласования с федеральными органами исполнительной власти и без проведения экологической экспертизы.
Правительство Москвы, привлечённое к участию в деле Государственное природоохранное бюджетное учреждение г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу г. Москвы" (далее - ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО") против удовлетворения заявления возражали, представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён своевременно и надлежащим образом, объяснений по существу требований в суд не направил, представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" по доверенности Кривега П.А. в судебное заседание явился, с заявлением Цыглакова В.Ф. согласился. Участвующий в деле прокурор требования заявителя не поддержал.
Решением Московского городского суда от 30 ноября 2011 г. заявление Цыглакова В.Ф. о признании недействующими в части первого и второго абзацев пункта 2 Постановления Правительства Москвы N 1012 от 29 декабря 1998 года оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Цыглаков В.Ф. просит решение отменить, как вынесенное с нарушением материального и процессуального права.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в порядке статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Объектом регулирования оспариваемых положений являются общественные отношения, законодательные основы которых регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с данным Федеральным законом природные парки являются разновидностью особо охраняемой природной территории регионального значения (статья 2).
Государственный кадастр природного парка включает в себя сведения о статусе его территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности (часть 1 статьи 4).
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находятся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников (части 1, 2 статьи 18).
Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения (части 1, 2 статьи 20).
Из текста приведённых федеральных норм следует, что принятие решения об образовании природного парка - прерогатива органа государственной власти субъекта Российской Федерации; при этом не исключается возможность расположения природного парка не только на землях, предоставленных природному парку в бессрочное (постоянное) пользование, но и на землях иных пользователей, а также собственников.
Поэтому суд первой инстанции справедливо отклонил доводы заявителя о незаконности включения в состав территории природно-исторического парка "Москворецкий" земельного участка с кадастровым номером 77:07:001004:039 площадью 559 662 кв.м., относящегося к землям поселений и используемого для эксплуатации сооружений и зданий, входящих в состав гидроузлов, эксплуатации канала и его гидросооружений.
Доводы заявителя о том, что границы утверждены без согласования с федеральными органами исполнительной власти и без проведения экологической экспертизы, опровергаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Постановление N 1012 от 29 декабря 1998 года в целом одобрено Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области экологии по г. Москве непосредственно участвовал в согласовании проектных предложений по установлению границ природного парка "Москворецкий". Экологическое обследование проведено.
Эти обстоятельства также подтверждены вступившим в законную силу решением Московского городского суда и оставленным без изменения определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2008 г. N 5-Г08-38, имеющим преюдициальное значение по настоящему делу.
Отклоняя доводы о необходимости согласования создания особо охраняемой территории с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, суд правильно исходил из положений статьи 19 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в силу которых решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. И лишь создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель настаивает, что Правительство Москвы, включив земельный участок с кадастровым номером 77:07:001004:039 в территорию "Природно-исторический парк "Москворецкий", тем самым ограничило право пользования заявителя земельным участком, выделенным в 1956 году семье заявителя для занятия садоводством и расположенного в свою очередь в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:001004:039.
Судебная коллегия констатирует, что оспариваемые положения не свидетельствуют о нарушении прав пользователей земельными участками.
По смыслу статьи 21 приведённого выше Федерального закона, на территориях природных парков действительно устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны истории и культуры; может быть запрещена деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры; в границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
Однако установление границ природно-исторического парка "Москворецкий" не тождественно установлению конкретных особенностей, зонирования, режима особо охраняемой природной территории, и тем более запрета деятельности - в нашем случае, садоводства и огородничества. Однако последние составляют предмет регулирования иного правового акта. Во всяком случае, запретов каких-либо видов деятельности Судебная коллегия из оспариваемого пункта постановления не вытекает.
Таким образом, выводы суда о законности первого и второго абзацев пункта 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: "Природно-исторический парк "Москворецкий", Природно-исторический парк "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское" в части включения в границы "Природно-исторический парк "Москворецкий" земельного участка с кадастровым номером 77:07:001004:039 соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном толковании материального закона, регулирующего спорное правоотношение и подлежащего применению по данному делу, в связи с чем у суда нет поводов для отмены обжалуемого решения в кассационной инстанции.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам определила:
решение Московского городского суда от 30 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Цыглакова В.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N 5-Г12-3
Текст определения официально опубликован не был