Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 марта 2012 г. N 03-11-06/2/38
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью применяет упрощенную систему налогообложения и планирует систематически заниматься выдачей процентных займов физическим лицам. В качестве обеспечения возврата выданных замов Общество планирует принимать в залог личное движимое имущество заемщиков. Доходом будут являться полученные от заемщиков проценты по договорам займа.
Законодательством РФ вид предпринимательской деятельности по предоставлению краткосрочных займов под залог личного движимого имущества граждан не запрещен, не ограничен и не требует лицензирования или других разрешительных действий. Однако в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст данный вид деятельности не поименован. Код 65.22.6 "Предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества" не подходит в данной ситуации, так как Общество не является ломбардом и планируемые условия выдачи займов существенно отличаются от критериев, установленных Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах".
Просим Вас разъяснить: вправе ли Общество учесть доходы от указанного вида деятельности при применении упрощенной системы налогообложения, какой код вида экономической деятельности при этом применять?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов.
При этом по вопросу об определении доходов в целях применения упрощенной системы налогообложения следует учитывать следующее.
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, при определении объекта налогообложения не учитываются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, на основании пункта 6 статьи 250 Кодекса являются внереализационными доходами налогоплательщика.
Таким образом, доходы в виде процентов, полученных обществом с ограниченной ответственностью в связи с заключением договоров займа, признаются доходами в целях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что на основании подпункта 7 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения такие юридические лица как ломбарды, т.е. специализированные коммерческие организации, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (статья 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах").
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Код объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, по общероссийскому классификатору определяется таким субъектом самостоятельно. Для этого указанный объект относится к соответствующему коду и наименованию позиции классификатора, кроме случаев, установленных законодательством России.
Плательщики, перешедшие на применение УСН, при определении объекта обложения учитывают доходы от реализации и внереализационные.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, относятся к внереализационным.
Таким образом, доходы в виде процентов, полученных ООО в связи с заключением договоров займа, признаются доходами в целях налогообложения при применении УСН.
Отмечается, что УСН не вправе применять такие юрлица как ломбарды, т. е. специализированные коммерческие организации, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 марта 2012 г. N 03-11-06/2/38
Текст письма официально опубликован не был