Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
членов комиссии:
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения заказа Тавасиева З.И.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Воробьевой Ю.В.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
при участии представителя ООО "Тюменьснабсервис" Якубова Р.Н. (доверенность N б/н от 02.03.2012), представителей Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Кузнецовой С.А. (доверенность N 28-07/15 от 05.03.2012), Черных А.А. (доверенность N 28-07/17 от 05.03.2012), Данекина А.С. (доверенность N 28-07/14 от 05.03.2012), Романовой И.В. (доверенность N 28-07/16 от 05.03.2012), представителя ОАО "Единая электронная торговая площадка" Брыляковой А.И. (доверенность N б/н от 18.11.2011), представители Главного управления организации торгов Самарской области на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы были уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Тюменьснабсервис" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Заказчик), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Кинель - Черкассы - "Урал" на участке км 41+000 - км 42+165 в муниципальном районе Сергиевский Самарской области для министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (номер извещения 0142200001312000514) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки.
1. Оператор площадки не обеспечил техническую возможность подачи заявки на участие в Аукционе, что, по мнению Заявителя, нарушает часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
2. Заказчик одновременно установил требования пунктов 2 и 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, что, по мнению Заявителя, нарушает часть 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и не позволяет участнику размещения заказа сформировать первую часть заявки в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
3. Заказчиком не установлен срок и размер выплаты аванса, что, по мнению Заявителя, нарушает пункт 8 часть 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Документация об Аукционе не содержит группу, подгруппу работ, являющуюся предметом Аукциона, опыт по которым должен подтвердить участник размещения заказа.
5. Документацией об Аукционе установлено требование о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске к определенным видам работ, что, по мнению Заявителя, нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
6. В условиях о предоставлении победителем Аукциона банковской гарантии предусмотрена передача вместе с банковской гарантией "выписки по внебалансовому счету 91315 "Выданные гарантии и поручительства", подписанную руководителем и главным бухгалтером гаранта и скрепленную печатью гаранта", что, по мнению Заявителя, нарушает часть 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
7. Пунктом 4.3.43 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрена обязанность подрядчика разработать и представить Заказчику на утверждение график производства работ, обязательный для подрядчика, в течение 1 дня после заключения контракта по форме, согласованной с Заказчиком, что, по мнению Заявителя, нарушает пункт 1 часть 4 статьи 41.6, часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов.
8. Пунктом 4.3.42 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрена обязанность подрядчика разработать и представить Заказчику на утверждение расчет стоимости контракта, сформированный на основании локальных ресурсных сметных расчетов, в течение 1 дня после заключения контракта по форме, согласованной с Заказчиком. Данный пункт, по мнению Заявителя, нарушает часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Представители Заказчика, Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
10.02.2012 на официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 125 933 160 рублей.
1. Представитель Заявителя на заседании Комиссии заявил, что Оператор площадки не обеспечил техническую возможность подачи заявки Заявителя на участие в Аукционе, поскольку при попытке подачи заявки программно-аппаратный функционал Оператора электронной площадки выдавал сообщение "о недостаточности полномочий пользователя, осуществляющего подачу заявки".
Представитель Оператора электронной площадки пояснил, что согласно пункту 7.11.2 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, размещенного на официальном сайте Оператора электронной площадки, полномочиями по подготовке и направлению заявок на участие в электронных аукционах наделен исключительно уполномоченный специалист.
На заседание Комиссии представитель Оператора электронной площадки представил документы и сведения, согласно которым, роли уполномоченного специалиста в "личном кабинете" Заявителя не были активированы. Настройка ролей пользователей осуществляется в "личном кабинете" на сайте Оператора электронной площадки непосредственно самим участником размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Оператором электронной площадки Закона о размещении заказов не нашел своего подтверждения.
2. Частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлены сведения, которые должна содержать первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Заказчиком в пункте 3 Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе установлено требование: "первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения, указанные в одном из следующих подпунктов: 1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме; 2) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар: а) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе, что нарушает часть 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения об условиях исполнения контракта, а именно: форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Пунктом 3.2 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрено: "Заказчик вправе предоставить по письменному запросу Подрядчика аванс в размере не более 30% от стоимости финансирования на соответствующий финансовый год".
Содержащиеся в пункте 3.2 проекта контракта документации об Аукционе сведения не позволяют определить размер, срок и порядок выплаты аванса по контракту, что нарушает часть 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
4. В информационной карте документации об Аукционе установлено обязательное требование к участникам размещения заказа - "выполнение Участником размещения заказа за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, причем стоимость таких ранее выполненных работ должна быть не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) размещаемого заказа".
Согласно части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, вправе установить участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" (далее - Приказ) для определения требований, устанавливаемых в части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в документации об Аукционе должны быть установлены соответствующие группы, подгруппы объекта строительства, являющегося предметом Аукциона.
Однако, в документации об Аукционе Заказчик не установил группу, подгруппу объекта строительства, опыт строительства, реконструкции, капитальному ремонту, по которым должен подтвердить участник размещения заказа, что нарушает часть 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, а также содержит признаки признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
5. В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе к участникам размещения заказа установлено требование о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в установленном Градостроительным кодексом РФ и в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12. 2009 г. N 624:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках:
- 1.1. Разбивочные работы в процессе строительства.
2. Подготовительные работы:
- 2.2. Строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений.
3. Земляные работы:
- 3.1. Механизированная разработка грунта;
- 3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками.
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
- 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
7. Монтаж сборных и железобетонных конструкций.
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
- 25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог;
- 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;
- 25.4. Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
- 25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
- 25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;
- 25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов:
- 29.1. Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных.
ИЛИ
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требований о предоставлении свидетельств о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов. Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Частью 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований.
В разделе "Требования к сроку и порядку предоставления обеспечения исполнения государственного контракта" документации об Аукционе установлено требование: "вместе с банковской гарантией необходимо представить выписку по внебалансовому счету 91315 "Выданные гарантии и поручительства", подписанную руководителем и главным бухгалтером гаранта и скрепленную печатью гаранта.
Установление указанных требований нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
7. Пунктом 4.3.43 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрена обязанность подрядчика разработать и представить Заказчику на утверждение график производства работ, обязательный для подрядчика, в течение одного дня после заключения контракта по форме, согласованной с Заказчиком.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, должна содержать сведения об условиях исполнения контракта, а именно: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Заказчиком установлен в документации об аукционе срок выполнения работ, а именно, с момента заключения контракта по 15 октября 2013 года. Требование, установленное в пункте 4.3.43 проекта контракта, относится к победителю Аукциона, не является обязательным к представлению участниками размещения заказа в составе заявки на участие в Аукционе и не служит основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, требование о предоставлении победителем Аукциона графика производства работ, а именно этапов выполнения работ, не содержит нарушений норм Закона о размещении заказов.
8. Пунктом 4.3.42 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрена обязанность подрядчика разработать и представить Заказчику на утверждение расчет стоимости контракта, сформированный на основании локальных ресурсных сметных расчетов, в течение 1 дня после заключения контракта по форме, согласованной с Заказчиком.
Согласно части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме.
Требование, установленное в пункте 4.3.42 проекта контракта документации об Аукционе, относится к победителю Аукциона, не является обязательным к представлению участниками размещения заказа в составе заявки на участие в Аукционе и не служит основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, требование о предоставлении расчета стоимости цены контракта не содержит нарушений норм Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Тюменьснабсервис" обоснованной в части отсутствия требований к первой части заявки на участие в Аукционе; отсутствия сведений о сроках и размере выплаты аванса; необоснованного требования к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ; отсутствия в документации об Аукционе указания на группы, подгруппы работ, являющуюся предметом Аукциона, опыт по которым должен подтвердить участник размещения заказа; установления излишних требований о предоставлении обеспечения исполнения контракта по Аукциону.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 2.1, 4 статьи 11, части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 06.03.2012 N К-323/12 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
члены Комиссии: |
З.И. Тавасиев |
|
Ю.В. Воробьева |
|
М.А. Бостанов |
|
Н.В. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2012 г. N К-323/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2012 г. N ГЗ/00519)
Текст решения официально опубликован не был