Решение Верховного Суда РФ от 29 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2178
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре Ивашовой О.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Виноградова О.А. о признании частично недействующими пунктов 1, 2.2 Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 631, установил:
абзац второй пункта 1 Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 631, устанавливает, что финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы за счет средств соответствующих бюджетов либо средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, только один раз в порядке очередности;
абзац первый пункта 2.2 Инструкции в оспариваемой части, предусматривает, что оказание финансовой помощи сотрудникам в размере 75 процентов стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома с процентами за пользование этим кредитом, при этом 25 процентов из указанного размера финансовой помощи относятся за счет внебюджетных средств, а также экономии бюджетных средств по смете на содержание органа внутренних дел.
Виноградов О.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных положений Инструкции как противоречащих статье 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", статье 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". Полагает, что эти положения допускают неопределенность в решении вопроса об оказании данного вида помощи, поскольку возможность ее получения зависит от наличия финансовых средств.
В письменных возражениях на заявление Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) указали, что выплаты и компенсации, предоставляемые сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, являются расходным обязательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав возражения представителей МВД России Зык О.В., Марьяна Г.В., Минюста России Бабченко В.Н., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приказом МВД России от 2 июля 2002 г. N 631 во исполнение предписаний Указов Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы и членов их семей" и от 21 июля 1992 г. N 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретению жилья для военнослужащих" утверждена оспариваемая в части Инструкция. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 6 августа 2002 г., регистрационный N 3669, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002 г., N 36, в "Российской газете", 13 августа 2002 г.
Федеральный закон "О полиции" устанавливает, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 44); финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 47); средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме (часть 3 статьи 47).
Из приведенных норм следует, что социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам полиции в соответствии с законодательством, являются расходным обязательством Российской Федерации, обеспечиваемым за счет средств федерального бюджета. Средства, поступающие от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, относятся к доходам федерального бюджета и в силу статьи 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут быть увязаны с расходами, за исключением пожертвований, возможность использования которых по назначению закреплена пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, финансирование данного вида помощи может осуществляться за счет дохода от пожертвований, предоставленных для целей оказания безвозмездной финансовой помощи.
С учетом возможности использования пожертвований по определенному назначению абзац второй пункта 1 Инструкции, предусматривающий источники финансирования указанной социальной гарантии, согласуется с содержанием вышеприведенного законоположения об обеспечении расходных обязательств Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и действующему федеральному законодательству не противоречит.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепил право сотрудников органов внутренних дел на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения (статья 4) и определил, что лицам, на которых распространяется действие статей 1-12 данного Федерального закона, Федерального закона "О полиции", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены другие социальные гарантии (статья 20).
Таким образом, федеральный законодатель, установив новые формы обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел, не отменил право на получение безвозмездной финансовой помощи на основании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретению жилья для военнослужащих" и не освободил государство от исполнения взятых на себя обязательств.
Пункт 2.2 Инструкции воспроизводит положения пункта 3 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, корреспондирует статье 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 1 статьи 44 Федерального закона "О полиции" и действующему законодательству не противоречит.
Довод заявителя о том, что получение безвозмездной финансовой помощи поставлено в зависимость от наличия в бюджете финансовых средств на эти цели, не соответствует содержанию оспариваемых положений Инструкции. Оказание данного вида помощи - это обусловленная Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретению жилья для военнослужащих", а также оспариваемым нормативным правовым актом обязанность действующего от имени Российской Федерации федерального органа исполнительной власти предоставить сотруднику средства из федерального бюджета.
Ссылка заявителя на статью 30 Закона Российской Федерации "О милиции" необоснованна, поскольку данный Закон утратил силу с 1 марта 2011 г. в связи с принятием Федерального закона "О полиции".
Таким образом, оспариваемые нормативные положения действующему законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Виноградова О.А. о признании частично недействующими пунктов 1, 2.2 Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 631, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 29 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2178
Текст решения официально опубликован не был