Минэкономразвития России рассмотрело обращение Росимущества о необходимости регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, находящиеся под зданиями, строениями, сооружениями, при реализации собственниками зданий, строений, сооружений исключительного права на приобретение указанных земельных участков и сообщает следующее.
При разграничении государственной собственности на землю право собственности Российской Федерации возникает и может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним только при наличии оснований, определенных пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В отношении земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности здания, строения, сооружения, право собственности Российской Федерации может возникать на основании абзаца пятого пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Например, в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий находятся в федеральной собственности. Распоряжение такими земельными участками осуществляет Росимущество. Право собственности на данные земельные участки должно быть зарегистрировано до распоряжения ими (абзац 1 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Отсутствие государственной регистрации на земельный участок, указанный в статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", означает невозможность распоряжения им.
По мнению Минэкономразвития России, в случае поступления в Росимущество заявления о государственной регистрации права на земельный участок в отношении которого право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, Росимуществу следует до принятия решения о распоряжении земельным участком обратиться с заявлением о государственной регистрации права на данный земельный участок или выдать соответствующую доверенность заинтересованному лицу.
При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации на заявителя возложена обязанность выполнить за свой счет в отношении этого земельного участка кадастровые работы и предоставить кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно статье 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации. С учетом положений статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации такое правило возможно применить и к первоначальной регистрации права федеральной собственности, являющейся условием распоряжения земельными участками.
Прошу довести настоящее письмо до сведения территориальных органов Росимущества.
|
И.Е. Манылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 апреля 2010 г. N 5470-ИМ/Д23 "О выкупе земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственниками зданий, строений и сооружений"
Текст письма официально опубликован не был