Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2012 г. N 67-О12-13
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Галиуллина З.Ф.,
судей Валюшкина В.А. и Мещерякова Д.А.
при секретаре Белякове А.А.
рассмотрела в судебном заседании года уголовное дело по кассационным жалобам осужденного Богомолова Е.В. и адвоката Шпак Л.B. на приговор Новосибирского областного суда от 26 декабря 2007 года, по которому
Богомолов Е.В., ...,
осужден к лишению свободы:
по ст. 105 ч. 2 п. "з" УК РФ на 14 лет;
по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ на 9 лет,
а на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений на 16 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Валюшкина В.А., объяснения адвоката Кабалоевой В.М. в защиту осужденного Богомолова Е.В., поддержавшей жалобы, мнение прокурора Аверкиевой В.А., полагавшей, что оснований для отмены или изменения приговора не имеется, судебная коллегия установила:
по приговору суда основанном на вердикте коллегии присяжных заседателей Богомолов признан виновным в разбойном нападении и убийстве П.
Эти преступления совершены 20 июля 2005 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах осужденный Богомолов и адвокат Шпак считают приговор незаконным, вынесенным с существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона. В обоснование этих доводов указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Не соглашаясь с заключением судебно-медицинской экспертизы, указывают на то, что защитой заявлялось ходатайство о проведении повторной комплексной судебно-медицинской экспертизы в г. Москве. Ходатайство удовлетворено частично - экспертиза была проведена в Новосибирске. Но и эта экспертиза частично подтверждает позицию защиты о том, что прижизненные повреждения в виде ссадин на губе и подбородке, а также переломы ребер могли быть получены потерпевшим за 15-20 минут до смерти. Эксперт в судебном заседании, подтвердил, что обнаруженные у потерпевшего повреждения характерны как для механической асфиксии (удушении), так и при обычном удушье. Кроме того, указывают на то, что при формулировании вопросов нарушен принцип состязательности сторон, поскольку председательствующий отказал защите в постановке ряда вопросов имеющих для Богомолова существенное значение. Вопросы ставились не по каждому из входящих в совокупность преступлений, а в целом по совершенному деянию. Судом не учтено мнение присяжных о снисхождении, наказание назначено без применения правил ст. 65 УК РФ. Осужденный Богомолов также утверждает, что не убивал потерпевшего. Просят приговор отменить.
В дополнении, датированном 16 февраля 2012 года осужденный Богомолов, указывая на несоответствие приговора требованиям закона, ссылаясь, при этом на нормы УПК РФ, относящиеся к содержанию приговора, постановленном в обычном порядке уголовного судопроизводства, просит изменить приговор, дав его действиям правильную юридическую оценку, указывая на то, что тяжкий вред здоровью был причинен не в результате нападения, а при совершении другого преступления, и просит смягчить наказание.
В возражениях прокурор считает доводы осужденного и адвоката, изложенные в кассационных жалобах, не состоятельными, и просит оставить их без удовлетворения.
Проверив дело, обсудив доводы осужденного, адвоката и возражения прокурора, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Как видно из материалов уголовного дела, нарушений уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования, в стадиях предварительного слушания, назначении судебного заседания и в ходе судебного разбирательства, влекущих в соответствии со ст. 379 УПК РФ отмену или изменение приговора, постановленного с участием присяжных, по данному делу не допущено.
Формирование коллегии присяжных заседателей проведено в строгом соответствии с требованиями закона, при этом, как следует из протокола судебного заседания, и сторона обвинения и сторона защиты в полной мере реализовали свои права, предусмотренные ст. 328 УПК РФ.
Богомолов признан виновным в совершении преступлений в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей. В судебном заседании исследованы все существенные для исхода дела доказательства. Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем или неполном судебном следствии, не имеется.
Из протокола судебного заседания следует, что в судебном заседании было обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастие, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Все представленные суду доказательства исследованы, все заявленные ходатайства рассмотрены в установленном законом порядке.
При формулировании вопросов перед присяжными заседателями, стороны, как это следует из протокола судебного заседания, в полной мере реализовали свои процессуальные права, предусмотренные ст. 338 УПК РФ.
Вопросный лист составлен в соответствии с требованиями ст.ст. 338, 339 УПК РФ с учетом предъявленного и поддержанного государственным обвинителем объема обвинения, а также с учетом позиции защиты о наличии в действиях Богомолова менее тяжкого состава преступления.
В связи с чем эти доводы не могут быть признаны состоятельными.
Напутственное слово, с которым председательствующий обратился к присяжным заседателям, соответствует требованиям ст. 340 УПК РФ, в нем не выражено в какой-либо форме мнение председательствующего судьи по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.
Вердикт коллегии присяжных заседателей является ясным и непротиворечивым, понятным по вопросам, поставленным перед ней в соответствии с требованиями ст.ст. 338-339 УПК РФ. Согласно вопросному листу, вопросы в нем поставлены перед коллегией присяжных заседателей в понятных им формулировках, с учетом требований ст. 252 УПК РФ.
В соответствии со ст. 381 УПК РФ основанием для отмены приговора судом кассационной инстанции являются такие нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора. При этом приговор суда, постановленный с участием присяжных заседателей, может быть обжалован лишь по ограниченным процессуальным основаниям, что разъяснено сторонам при избрании такой формы судопроизводства.
С учетом изложенного доводы осужденного Богомолова и в его защиту адвоката Шпак об оспаривании установленных в судебном заседании обстоятельств дела, вопросах переоценки доказательств, виновности, не могут быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Вывод суда о виновности Богомолова основан на вердикте присяжных заседателей и, его действия квалифицированы в соответствии с фактическими обстоятельствами, установленными вердиктом, поэтому обвинительный приговор, постановленный на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, обязателен для председательствующего судьи и соответствует требованиям ст.ст. 348, 350, 351 УПК РФ.
Доводы Богомолова о несоответствии приговора требованиям УПК РФ, являются несостоятельными, поскольку согласно ч. 3 ст. 351 УПК РФ в описательно-мотивировочной части обвинительного приговора при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей не приводятся доказательства, добытые по делу, они не анализируются и оценка им не дается.
Наказание Богомолову назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 60-65 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности, совершенных преступлений, данных о его личности, смягчающих наказание обстоятельств: явки с повинной, частичного признания вины, отсутствия судимостей, удовлетворительной характеристики, состояния здоровья, наличия малолетнего ребенка, а также с учетом вердикта присяжных о том, что Богомолов заслуживает снисхождение, и всех обстоятельств дела.
Утверждение адвоката Шпак о том, что при назначении наказания Богомолову не было учтено мнение присяжных о снисхождении и назначено наказание в нарушение требований ч. 1 ст. 65 УК РФ не обоснованно, поскольку им совершено преступление предусмотренное ст. 105 ч. 2 УК РФ, санкция которого предусматривает возможность назначения смертной казни или пожизненного лишения свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 УК РФ, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, эти виды наказания не применяются, а наказание назначается в пределах санкции статьи, что и было сделано судом.
Назначенное Богомолову наказание является справедливым, оснований для его смягчения судебная коллегия не находит.
Нарушений уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, по настоящему делу не допущено.
Вручение Богомолову копии приговора без гербовой печати не является основанием для отмены приговора.
Вместе с тем, приговор подлежит приведению в соответствие с изменениями, внесенными в уголовное законодательство 29 июня 2009 года, имея ввиду, что при наличии смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных п.п. "и" и(или) "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ, и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств срок наказания не может превышать двух третей максимального срока наиболее строгого наказания, то есть, по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, 13 лет 4 месяцев лишения свободы.
Поэтому по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, назначенное Богомолову наказание подлежит смягчению, а по совокупности преступлений ему следует назначить более мягкое наказание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Новосибирского областного суда от 26 декабря 2007 года в отношении Богомолова Е.В. изменить: снизить наказание, назначенное ему по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ до 13 (тринадцати) лет 4 (четырех) месяцев лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. "з" ч. 2 ст. 105 и п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ, окончательно назначить Богомолову Е.В. 15 (пятнадцать) лет 4 (четыре) месяца лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы- без удовлетворения.
Председательствующий |
Галиуллин З.Ф. |
Судьи |
Валюшкин В.А. |
|
Мещеряков Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2012 г. N 67-О12-13
Текст определения официально опубликован не был