Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу об изменении разрешенного использования земельного участка и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено правом давать официальные разъяснения законодательства. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленным для федеральных законов. В этой связи по поставленным в обращении вопросам Департамент может высказать только свое, не подлежащее обязательному использованию в правоприменительной практике, мнение.
По существу изложенных в обращении вопросов Департамент неоднократно направлял в Ваш адрес разъяснения порядка изменения разрешенного использования земельного участка. В связи с изложенным Департамент повторно сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В результате градостроительного зонирования определяются территориальные зоны (часть 1 статьи 35 ГрК РФ), применительно к каждой из которых устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Необходимо отметить, что подготовка правил землепользования и застройки предусматривает, в том числе, проведение публичных слушаний в целях учета мнения населения и заинтересованных лиц при подготовке указанного документа (части 11-15 статьи 31 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом положений статьи 63 ГрК РФ подготовка и утверждение правил землепользования и застройки осуществляется органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ органы государственной власти Санкт-Петербурга правомочны принимать решение об утверждении или изменении правил землепользования и застройки, которыми, в том числе, могут предусматриваться виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, отличные от уже установленных видов такого использования.
Вместе с тем, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбирают вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства из числа основных и вспомогательных самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
При этом, по мнению Департамента, правообладателями являются юридические либо физические лица, которым земельный участок принадлежит на соответствующем вещном праве. В соответствии с положениями главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации разновидностями вещных прав на землю являются право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Поскольку обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, то обладатель сервитута не вправе распоряжаться земельным участком, в том числе определять его юридическую судьбу путем выбора того или иного вида разрешенного использования земельного участка.
С учетом изложенного, выбор разрешенного использования земельного участка осуществляется правообладателем этого участка (собственником, землепользователем, землевладельцем) самостоятельно из числа видов, определенных правилами землепользования и застройки.
Таким образом, поскольку согласно изложенной в обращении информации земельный участок принадлежит ЗАО на праве постоянного (бессрочного) пользования, то ЗАО является правообладателем такого участка, уполномоченным самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбирать вид разрешенного использования из числа основных и вспомогательных видов.
В случае если вид разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства не соответствует градостроительному регламенту, то такой участок или объект может использоваться без установления срока его приведения в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В случае если использование земельных участков и объектов капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2009 г. N Д23-3118 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был