Европейский Суд по правам человека 26 февраля 2009 г. вынес постановление по делу "Эминбейли против России", признав в деле заявителя нарушение требований п. 1 (f) ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом. Одним из них является законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну либо лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Жалобу направил Гундуз Айдин-оглы Эминбейли, лицо без гражданства, этнический азербайджанец, утверждавший, что был незаконно задержан, что ему не сообщили причины лишения его свободы и что доступный ему судебный контроль в деле о его задержании оказался неэффективным.
19 сентября 2001 г. заявителя задержали сотрудники российской милиции на основании требования, полученного 10 сентября 2001 г. по факсу из МВД Азербайджанской Республики. К требованию был приложен перевод на русский язык ордера на арест, на основании которого он был помещен в ИВС при ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При этом 13 сентября 2001 г. Генеральный прокурор Российской Федерации получил письмо из Представительства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в Московской области, в котором сообщалось о наличии у заявителя статуса беженца. Аналогичное письмо было отправлено прокурору г. Санкт-Петербурга.
В период между датой задержания заявителя (19 сентября 2001 г.) и датой вынесения прокурором Центрального района г. Санкт-Петербурга постановления об освобождении его из-под стражи (25 октября 2001 г.) не было принято никакого решения, санкционирующего содержание заявителя под стражей.
Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что лишение свободы лица, против которого принимаются меры к его высылке или выдаче, оправдано только до окончания процесса выдачи и только при условии соблюдения установленного национальным законодательством порядка лишения свободы.
Кроме того, Европейский Суд указал, что каждый задержанный имеет право знать, на каком основании его лишают свободы. В связи с этим ему должны быть сообщены простым, доступным для его понимания языком (с разъяснением специальных терминов) существенные правовые и фактические основания ареста, знание которых позволит ему при необходимости инициировать судебное рассмотрение законности задержания.
Вместе с тем Европейский Суд отметил, что из положений названной Конвенции не следует, что необходимая информация должна сообщаться в какой-то определенной форме или содержать полный перечень выдвигаемых обвинений. Из них также не следует, что указанную информацию во всей ее полноте во время задержания должен сообщить участвующий в нем сотрудник. При всем том, что недостаточность информации о выдвигаемом обвинении может иметь значение для права на справедливое судебное разбирательство, это положение не применимо к аресту с целью выдачи, поскольку рассматриваемое производство не имеет отношения к определению уголовного обвинения. Необходимо также учесть, что российское законодательство исключает высылку беженцев или их возвращение в страну, где их жизнь или свобода будут находиться под угрозой. На этом основании содержание лица, имеющего статус беженца, под стражей с целью его выдачи произвольно и незаконно с самого начала.
Европейский Суд по правам человека особо отметил, что в случае вынесения постановления об освобождении лица из-под стражи административные формальности, связанные с освобождением, не могут оправдать задержку на срок более нескольких часов.
Изложенное сообщается для учета в работе.
Заместитель Председателя |
В.И. Пискарёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Следственного комитета при прокуратуре РФ от 1 июня 2009 г. "О нарушении положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при заключении под стражу лица, имеющего статус беженца"
Текст информационного письма опубликован в "Вестнике Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации", 2009 г., N 4