Обращаемся к Вам в связи с необходимостью законодательного решения вопроса об исключении обязанности кредитных организаций использовать контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием банковских карт.
С целью решения указанного вопроса в Банке России в 2010 году под руководством Первого заместителя Председателя Банка России Лунтовского Г.И. создана Рабочая группа для подготовки предложений по внесению изменений и уточнений отдельные положения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В результате деятельности указанной Рабочей группы, участником которой в частности является Ассоциация российских банков, Банком России были подготовлены предложения по внесению изменений в Закон N 54-ФЗ изложенные в виде проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Законопроект).
Учитывая, что некоторые положения Законопроекта нуждались в существенной корректировке, АРБ 21 февраля 2012 г. направляла в Банк России письмо (исх. N А-02/5-120) с предложением по доработке Законопроекта (прилагается).
В результате Банком России Законопроект была подготовлена доработанная версия Законопроекта, которая, к сожалению, не учитывает предложения АРБ.
1. В соответствии с доработанным Банком России абзацем четвертым пункта 1 Законопроекта требования, установленные пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ, не распространяются на кредитные организации, за исключением случаев применения кредитными организациями платежных терминалов, осуществляющих прием средств наличного платежа, если данные платежные терминалы характеризуются признаками, указанными в последующих пятом - седьмом абзацах пункта 1 Законопроекта.
В такой редакции в случае применения кредитной организацией хотя бы одного платежного терминала, соответствующего указанным признакам, она будет обязана использовать ККТ при осуществлении всех своих операций с наличными денежными средствами и картами, в том числе осуществляемых без использования терминалов.
Полагаем, что разработчики Законопроекта не ставили такой цели при подготовке Законопроекта, поскольку более логичным представляется установление обязанности использовать ККТ при совершении только операций с использованием таких платежных терминалов.
В силу изложенного представляется целесообразным абзац четвертый пункта 1 Законопроекта изложить в следующей редакции:
"1.1. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не распространяются на кредитные организации, за исключением операций, осуществляемых кредитными организациями с применением платежных терминалов, осуществляющих прием средств наличного платежа, в случаях если данные платежные терминалы:".
2. Абзац шестой пункта 1 Законопроекта сформулирован таким образом, что позволяет рассматривать наличие любого из признаков платежных терминалов, указанных в абзацах шестом и седьмом пункта 1 Законопроекта, в качестве достаточного основания для применения к деятельности кредитных организаций требований Закона N 54-ФЗ. Вместе с тем, из практики следует, что соответствие особенностей применения кредитными организациями платежного терминала одному из указанных признаков не создает опасности нарушения кредитными организациями порядка осуществления операций без использования ККТ. Вследствие этого представляется, что содержание данного положения в указанной редакции позволит правоприменителю произвольно принимать решение о наличии или отсутствии у соответствующей кредитной организации обязанности по выполнению требований Закона N 54-ФЗ. В целях исключения из Законопроекта положений, носящих коррупциогенный характер, предлагаем в абзаце шестом пункта 1 Законопроекта слова "и (или)" заменить словом "и".
3. В абзаце пятом пункта 1 Законопроекта в качестве одного из признаков платежных терминалов, использование которых влечет необходимость для кредитных организаций применять ККТ, указана установка платежного терминала вне помещений кредитной организации. В связи с этим следует отметить, что на практике почти все платежные терминалы, применяемые кредитными организациями, соответствуют данному признаку. При этом место расположения платежного терминала никак не связано с порядком осуществления операций с их использованием, не препятствует выполнению кредитными организациями требований Банка России к порядку осуществления кассовых операций и, соответственно, не порождает потребности возложения на соответствующие кредитные организации обязанности по применению ККТ. По этой причине предлагаем исключить абзац пятый пункта 1 из текста Законопроекта.
Указанные предложения банковского сообщества обсуждались на заседании Рабочей группы 23 марта 2012 года. Тем не менее, было принято решение взять за основу предложения Банка России по внесению изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" без учета позиции банковского сообщества, что исключает возможность подписания нами протокола о согласовании текста Законопроекта.
Принимая во внимание вышеизложенную позицию Ассоциации российских банков, просим Вас рассмотреть вопрос о доработке Законопроекта до направления его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с учетом первоначальных предложений АРБ (прилагаются).
Приложение: Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" с правками АРБ на 2 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 1957; 2009, N 23, ст. 2776, N 29, ст. 3599) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) абзац второй пункта 1 признать утратившим силу;
б) дополнить новым пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не распространяются на кредитные организации, за исключением случаев применения кредитными организациями платежных терминалов, осуществляющих прием средств наличного платежа, в случаях, если данные платежные терминалы не являются основными средствами кредитной организации и не принадлежат только ей на праве собственности и не обеспечивают ежедневное отражение в бухгалтерском учете кредитных организаций операций, совершенных с применением такого платежного терминала в соответствии с нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.";
2) пункт 3 статьи 3 признать утратившим силу;
3) в статье 4:
а) абзац первый пункта 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом, банковским платежным агентом, субагентом и кредитной организацией в случаях, установленных в пункте 1.1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна:";
б) пункт 1.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Требования к контрольно-кассовой технике в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами, субагентами, предусмотренные настоящей статьей, применяются вне зависимости от того, на каком праве находятся эти платежные терминалы и
банкоматы у платежного агента" банковского платежного агента, субагента соответственно.";
в) пункт 2 признать утратившим силу;
4) в пункте 2 статьи 5;
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, обязаны:";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Требования к платежным агентам и банковским платежным агентам, субагентам, применяющим платежные терминалы, и банковским платежным агентам, субагентам, применяющим банкоматы, предусмотренные настоящей статьей, применяются вне зависимости от того, на каком праве находятся эти платежные терминалы и банкоматы у платежного агента, банковского платежного агента, субагента соответственно.";
5) статью 6 признать утратившей силу;
6) пункт 3 статьи 7 признать утратившим силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 4 апреля 2012 г. N А-02/5-237 "Об исключении обязанности кредитных организаций использовать контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием банковских карт"
Текст письма официально опубликован не был