Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Министерства образования и науки РФ
от 28 декабря 2011 г. N 19-337
Вопросы граждан о введении третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях
Вопрос 1. На каком основании введен третий час физической культуры в общеобразовательных учреждениях?
Ответ. Преподавание физической культуры, как и других учебных предметов в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
В соответствии с пунктом 1 "и" перечня поручений Президента РФ от 10.11.2009 N Пр-2997 по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани 23 октября 2009 г. и пунктом 9 поручения Правительства РФ от 28.11.2009 N ВП-П12-6952, приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 N 889*(1) в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, введен обязательный третий час физической культуры с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Вопрос 2. Почему третий час физической культуры вводится за счет других учебных предметов? Может ли общеобразовательное учреждение заменить третий час физической культуры на другой учебный предмет?
Ответ. Обязательный третий час физической культуры введен за счет увеличения на один час максимально допустимой недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), установленной требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"*(2). Количество часов по другим общеобразовательным предметам осталось без изменений и соответствует базисному учебному плану образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона РФ "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой данным образовательным учреждением самостоятельно.
В связи с тем, что учебный предмет "Физическая культура" введен в федеральный компонент базисного учебного плана, заменить его на другой предмет общеобразовательное учреждение не может.
Вопрос 3. Будет ли разработано учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-часовой учебной нагрузки?
Ответ. Министерством проведен мониторинг опыта работы, осуществляемой в регионах, по разработке и использованию инновационных учебных программ, методик и технологий физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
Сформирована база инновационных программ, методик и технологий преподавания физической культуры, а также статистический банк данных новаторской деятельности образовательных учреждений.
С учетом полученных материалов министерство приступило к работе по созданию учебно-методического комплекса для обеспечения предметной области "Физическая культура" в образовательных учреждениях страны.
Для оказания содействия в этой работе в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29.04.2011 N 1560 создан экспертный совет Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях (далее - экспертный совет), состав которого сформирован из числа ведущих ученых и практиков сферы образования, физической культуры и спорта.
Министерство проводит целенаправленную работу с рядом всероссийских спортивных федераций. В 2011 году были заключены соглашения о взаимодействии Минобрнауки России с федерациями художественной гимнастики, бадминтона, фитнес-аэробики, Российским футбольным союзом. Главные цели этой работы - совершенствование урока физической культуры через использование элементов данных видов спорта, а также повышение квалификации учителей лучшими методистами и тренерами этих видов спорта.
В соответствии с протоколом заседания экспертного совета от 02.11.2011 N 2 рекомендованы для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету "Физическая культура" следующие программы:
- "Программа "Физическая культура. Гимнастика" и методическое пособие "Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики" (автор - Винер И.А.);
- "Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола" (автор - Грибачева М.А.);
- "Программа по физической культуре для обучающихся I - IV классов общеобразовательных школ, отнесенных к специальной медицинской группе (группа - А)" (автор - Коданева Л.Н.).
В соответствии с протоколом заседания экспертного совета от 21.12.2011 N 3" рекомендованы для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету "Физическая культура" следующие программы:
- "Программа по бадминтону для общеобразовательных учреждений";
- "Программа для обучающихся 8 - 11-х классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики".
Вопрос 4. Может ли общеобразовательное учреждение включить виды спорта, не предусмотренные примерной образовательной программой по физической культуре, в школьную программу по физической культуре?
Ответ. В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (в том числе по физической культуре) относятся к компетенции общеобразовательного учреждения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктами 6 и 7 статьи 32" имеется в виду "подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 32"
В связи с этим вопрос о включении видов спорта, не предусмотренных примерной образовательной программой по физической культуре, в программу учебного предмета "Физическая культура" вправе решить только администрация общеобразовательного учреждения.
Вопрос 5. Какие меры предусмотрены для решения проблемы материально-технического обеспечения преподавания учебного предмета "Физическая культура" в условиях 3-часовой недельной нагрузки?
Ответ. В соответствии с методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации при организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 07.09.2010 N ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13.09.2010 N ЮН-02-09/4912)*(3).
В августе 2011 года руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ министерство направило рекомендательное письмо о важности использования субсидий, которые выделили субъектам РФ на модернизацию региональных систем общего образования, в том числе на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для обеспечения школьных физкультурно-спортивных залов и площадок (письмо от 09.08.2011 N МД-1063/19)*(4).
Минобрнауки России в настоящее время проводит серьезную работу совместно с Роспотребнадзором и Минрегионом России по корректированию действующих СанПиНов и СКиПов. Цели этой работы - улучшение условий для занятий физической культурой и спортом в существующих общеобразовательных учреждениях и создание полноценных условий для соответствующей деятельности во вновь проектируемых общеобразовательных учреждениях.
Внесены предложения в Минрегион России, которые предусматривают для вновь проектируемых и строящихся школ существенное увеличение состава и площади школьной физкультурно-спортивной зоны и физкультурно-спортивного блока.
На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, которое состоялось в г. Краснодаре 16 мая 2011 г., Председателем Правительства РФ В.В. Путиным было дано поручение высшим должностным лицам субъектов РФ принять меры по развитию сети плоскостных спортивных сооружений при школах, а также межшкольных спортивных сооружений.
Во исполнение поручения Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 30.09.2011 N ВП-П16-6917 к 2014 году спортивные залы и сооружения государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений должны быть оснащены современным спортивным оборудованием и инвентарем. Финансовое обеспечение оснащения предусмотрено за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования с целью эффективного расходования субсидий, направленных на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Минобрнауки России в 2012 году будут разработаны перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
_____________________________
*(1) См. Официальные документы в образовании. - 2010. - N 29. - С. 35 - 41.
*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 11. - С. 3 - 60.
*(3) См. Образование в Документах. - 2011. - N 7. - С. 21 - 36.
*(4) См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 31. - С. 35 - 36.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 19-337 "О введении третьего часа физической культуры" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.