Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
членов комиссии:
ведущего консультанта отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Анохина И.В.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
главного государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,
главного специалиста - эксперта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Федирко А.И.,
при участии представителя Управления государственных закупок Тюменской области Аникина А.П., представителя Государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог" Бабицына И.Г., представители Савоськина Алексея Филипповича, ОАО "Единая электронная торговая площадка" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом (от 21.12.2011 N Т-10965/11, N Т-10966/11),
рассмотрев жалобу Савоськина Алексея Филипповича (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик), Управления государственных закупок Тюменской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Югорск-Советский-Верхний Казым на участке Андра - Верхний Казым, км 660 - км 747", км 714 - км 726; км 726 - км 747 (завершение работ) (номер извещения 0167200003411005147) (далее - Аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
1. Заказчик, Уполномоченный орган не установили в документации об Аукционе в электронной форме по каждой подгруппе работ требования к стоимости договора.
2. Ни один из пунктов проекта контракта не определяет срок передачи документации подрядчику, в связи с этим определение начала производства работ достаточно затруднительно, так как без исполнения обязательств Заказчиком по передаче разрешительной документации подрядчик не сможет начать работы с момента заключения контракта. Таким образом, проект контракта и документация об Аукционе в электронной форме не содержат существенных условий для заключения договора подряда.
3. Пункт 6.10 проекта контракта противоречит требованиям части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов.
4. Пункт 3.5 проекта контракта противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
5. В составе размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru проектной документации отсутствует перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
01.12.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 3 648 837 970 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме до окончания указанного в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на участие в Аукционе в электронной форме подано и допущено к участию в Аукционе в электронной форме 2 заявки.
В ходе проведения Аукциона в электронной форме предложение о цене контракта подавали 2 участника размещения заказа. Минимальное предложение о цене государственного контракта - 3 411 663 501 рубль 95 копеек.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказов путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 5.5 раздела 5 документации об Аукционе в электронной форме установлено следующее требование к участникам размещения заказа:
"Наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации, о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельства СРО) (по видам работ в соответствии с приложением "Техническое задание" и требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". Копии документов прилагаются в полном объеме, включая приложения.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.1.14. Объекты нефтегазового комплекса;
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно;
33.5. Объекты теплоснабжения.
Указанные пункты документации об Аукционе в электронной форме содержат перечень видов работ, о допуске к производству которых у потенциального участника размещения заказа должны быть свидетельства СРО, в числе которых "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 указанного кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
Согласно пункту 5 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет девять миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей.
В силу приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 код 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" распределяются на подгруппы, по которым юридическое лицо или предприниматель в соответствии с требованиями части 8.2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации получают свидетельства СРО о допуске к определенным видам работ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "части 2 статьи 55.8"
В соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Так как в документации об Аукционе в электронной форме не установлено требование о выполнении работ лично, участник размещения заказа является в данном случае генеральным подрядчиком и имеет право привлекать субподрядчиков для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Заключение победителем Аукциона в электронной форме контракта с Заказчиком должно подтверждаться в совокупности его правоспособностью выполнить указанные в проектной документации работы и нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.
Таким образом, довод Заявителя о том, что отсутствие в документации об Аукционе в электронной форме требования к стоимости договора по каждой подгруппе работ не соответствуют требованиям Закона о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
2. Частью 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Пунктом 15 документации об Аукционе в электронной форме установлено: "Условия и сроки (периоды) выполнения работ: с момента заключения Контракта - 709 календарных дней".
Пунктом 5.1 проекта государственного контракта установлено: "Календарные сроки выполнения работ определены Сторонами: Начало работ: с момента заключения Контракта. Контракт считается заключенным с момента направления Оператором электронной площадки участнику Аукциона в электронной форме контракта в соответствии с частью 7 статьи 41.12 Закона о размещении заказов. Срок выполнения работ - 709 календарных дней с момента заключения Контракта".
Таким образом, Заказчиком определен срок начала и окончания выполнения работ, что не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещена проектная документация в полном объеме, для всех участников размещения заказа она является общедоступной. Заказчик передает подрядчику проектную документацию, в том числе и документы по отводу земельного участка с момента заключения контракта, предусмотренного условием пункта 5.1 проекта контракта.
3. Пунктом 6.10 проекта контракта предусмотрено, что Заказчик производит расчеты с подрядчиком за временные здания и сооружения по установленным ГСН 81-05-01-2001 нормам в процентах от стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренных пунктом 4.1 проекта контракта. При окончании строительства объекта объем финансирования уменьшается на возвратные суммы, в размере 15% от оплаченных затрат по временным зданиям и сооружениям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации и по условиям контракта подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Проектно-сметной документацией по строительству автомобильной дороги "Югорск-Советский-Верхний Казым на участке Андра-Верхний Казым, км 660 - км 747", км 714 - км 726; км 726 - км 747 (завершение работ) предусмотрен возврат материалов в размере 15% от суммы временных зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения, при этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями. Руководствуясь пунктом 4.12 МДС 81-35.2004 возвратные материалы, полученные от сноса, разборки определяются как бывшие в употреблении строительные материалы и в соответствии с проектным решением могут быть пригодными для повторного применения.
Стоимость таких материалов в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации, в связи с чем возвратная стоимость материалов, полученная при строительстве, принята в соответствии с проектно-сметной документацией в размере 15% от суммы временных зданий и сооружений.
Возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов, конструкций деталей, полученных от разборки, не исключаются из итога сметного расчета (сметы) и объема выполненных строительно-монтажных работ, а показываются отдельной строкой, стоимость строительства при этом не изменяется. При осуществлении расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, финансирование уменьшается на величину этих возвратных сумм (что предусмотрено проектом контракта). В справках о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), актах приемки законченного строительства объекта (форма КС-11) указана вся стоимость затрат и в том числе отдельной строкой "справочно" прописаны возвратные суммы.
Таким образом, стоимость работ (цена контракта) при строительстве указанной автомобильной дороги не меняется и является твердой.
4. На основании части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5.1 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик обязан использовать полученные финансовые средства из бюджета Тюменской области только на объекте.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Таким образом, в силу прямого указания норм гражданского законодательства подрядчик обязан использовать финансовые средства, предоставляемые в рамках государственного контракта только на строительство того объекта, который предусмотрен предметом контракта, а не какого-то иного объекта, строительство которого осуществляет подрядчик по другому контракту.
5. Согласно подпункту а пункта 11 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с техническими условиями от 2011 года, выданными эксплуатирующей организацией Октябрьское ЛПУ МГ - давление в пересекаемом дорогой газопроводе составляет 0,6 мегапаскаля.
Следовательно, в данном случае не требуется разработка мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
Признать жалобу Савоськина Алексея Филипповича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
члены Комиссии: |
И.В. Анохин |
|
О.А. Золотых |
|
П.А. Мироненко |
|
А.И. Федирко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2011 г. N К-2854/11 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2011 г. N Г3/03148)
Текст решения официально опубликован не был