Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2012 г. N 4-АПГ12-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Ерёменко Т.И.
при секретаре Васильченко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Терехова С.В. на решение Московского областного суда, которым Терехову С.В. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии Московской области от 27 января 2012 г. N 43/658-5 "О жалобе кандидата на должность главы Щёлковского муниципального района Суровцевой Н.В. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Щёлковского района от 26 января 2012 г. N 53/4".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей избирательной комиссии Московской области Бакулиной Г.И., Селекзянова О.Е., представителя территориальной избирательной комиссии Щёлковского района Московской области Петрунина А.В., представителя Суровцевой Н.В. - Смирнова B.C., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области от 6 декабря 2011 г. N 243/39-95-НПА на 4 марта 2012 г. назначены выборы главы Щёлковского муниципального района.
Решением территориальной избирательной комиссии Щёлковского района Московской области (далее - ТИК Щёлковского района) от 26 января 2012 г. N 53/4 Суровцевой Н.В., выдвигавшейся в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность главы Щёлковского муниципального района по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), подпунктом 3 части 22 статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ. "О муниципальных выборах в Московской области" (далее - Закон Московской области 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ).
Решением избирательной комиссии Московской области (далее - ИКМО) от 27 января 2012 г. N 43/658-5 "О жалобе кандидата на должность главы Щёлковского муниципального района Суровцевой Н.В. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Щёлковского района от 26 января 2012 г. N 53/4" решение ТИК Щёлковского района от 26 января 2012 г. N 53/4 отменено и возложена на обязанность на данную комиссию в срок до 29 января 2012 г. включительно принять решение о регистрации Суровцевой Н.В. кандидатом на должность главы Щёлковского муниципального района.
Кандидат на должность главы Щёлковского муниципального района Московской области Терехов С.В. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения ИКМО от 27 января 2012 г. N 43/658-5.
В обоснование заявления Терехов С.В. ссылался на то, что у ИКМО отсутствовали правовые основания для отмены решения ТИК Щёлковского района N 53/4 от 26 января 2012 г., поскольку Суровцевой Н.В. не были представлены все необходимые для выдвижения документы в установленный частью 9 статьи 22 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ срок, т.е. до 18 часов 18 января 2012 г., а более позднее, именно 20 января 2012 г., предоставление недостающих документов недопустимо, поскольку срок сдачи пакета документов для выдвижения - 18 января 2012 г. - является пресекательным.
При этом заявитель полагал, что избирательная комиссия обязана уведомить кандидата только о неправильном оформлении документов или неполноте представленных им сведений о кандидате, но не обязана уведомлять кандидата о необходимости представить недостающие документы.
Незаконная регистрация кандидата Суровцевой Н.В., по мнению заявителя, нарушает принцип равенства кандидатов и препятствует заявителю в реализации его пассивного избирательного права.
С аналогичным заявлением 2 февраля 2012 г. в Московский областной суд обратился представитель ТИК Щёлковского района Кулаков И.Н.
Суровцева Н.В., представитель ИКМО Бакулина Г.И. против удовлетворения заявления Терехова С.В. и ТИК Щёлковского района возражали, настаивая на том, что оспариваемое решение принято ИКМО в соответствии с нормами действующего избирательного законодательства.
Прокурор Гришина В.В. заявление Терехова С.В. не поддержала.
Решением Московского областного суда от 13 февраля 2011 г. заявление Терехова С.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Терехов С.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением материального и процессуального права, постановить новое решение, которым его заявление удовлетворить в полном объёме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает решение суда первой инстанции правильным, выводы суда соответствующими обстоятельствам дела, подтверждающимися доказательствами, проверенными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
Самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, часть 1 статьи 24 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ).
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в пункте 2 данной статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено Федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Требования частей 1-4 статьи 23 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ к документам, предоставляемым в избирательную комиссию, аналогичны вышеприведённым положениям статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Согласно положениям пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2011 г. N 101/2006-ОЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 данного Закона, иных предусмотренных этим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчёта, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до голосования, (часть 1 Закона). При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований данного Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатов), а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями данного Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Из письменных доказательств по делу, показаний секретаря ТИК Щёлковского района Н., члена ТИК Щёлковского района Х. следует и не оспаривается заявителем, что на 21 января 2012 г. Суровцевой Н.В. в ТИК Щёлковского района представлены все документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата.
Так, судом установлено, что 13 января 2012 года Суровцева Н.В. уведомила ТИК Щёлковского района о самовыдвижении кандидатом на должность главы Щёлковского муниципального района Московской области. Ею лично в ТИК Щёлковского района для приобретения статуса зарегистрированного кандидата подано письменное заявление о согласии баллотироваться на должность главы Щёлковского муниципального района с обязательством в случае её избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы Щёлковского муниципального района, и указанием сведений: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта гражданина, наименования органа, выдавшего паспорт, гражданства, образования, места работы и должности. С заявлением представлена копия паспорта.
13 января 2012 г. председателем ТИК Щёлковского района Леонтьевым А.Ю. кандидату Суровцевой Н.В. выдана расписка в получении от неё документов, а также выдано разрешение этой комиссией на открытие специального счёта для формирования избирательного фонда и сообщено о минимальном и максимальном количестве подписей, необходимом для регистрации.
20 января 2012 г. Суровцевой Н.В. в ТИК Щёлковского района представлены:
- сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах по форме, соответствующей приложению 9 к Закону Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ. Документ датирован Суровцевой Н.В. 13 января 2012 г., на документе проставлен штамп ТИК Щёлковского района с входящим N 32 и датой "20 января 2012 г.", временем "10 ч. 20 мин.";
- справка от 17 января 2012 г. N 96/1-33 с места работы Суровцевой Н.В. с указанием занимаемой должности. На справке также проставлен штамп ТИК Щёлковского района с входящим N 34 и датой "20 января 2012 г.", временем "10 час. 20 мин.";
- копия паспорта Суровцевой Н.В. (20 страниц), на которой проставлен штамп ТИК Щёлковского района с датой "20 января 2012 г.";
- копия диплома с проставленным штампом ТИК Щёлковского района с входящим N 33, датой "20 января 2012 г." и временем "10 ч. 20 мин.".
Расписки ТИК Щёлковского района получении этих документов отсутствуют, однако их поступление в ТИК Щёлковского района 20 января 2012 г. заявителями не оспаривается.
21 января 2012 г. кандидатом Суровцевой Н.В. в ТИК Щёлковского района представлены первый финансовый отчёт, справка о состоянии вклада, а также подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения и протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Суровцевой Н.В.
Поскольку документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, могут быть представлены в соответствующую комиссию до 18 часов последнего дня выдвижения (часть 9 статьи 22 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ), установленный законодателем Московской области срок для уведомления соответствующей избирательной комиссии об инициативе выдвижения начинается за 75 дней до дня голосования, а заканчивается за 45 дней до голосования (часть 9 статьи 22 Закона Московской области от 11 июля 2006 г.), а срок для представления в избирательную комиссию избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, - не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до голосования, при этом приём документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов (часть 1 статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ). Поэтому суд правильно пришёл к выводу об отсутствии у ТИК Щёлковского района оснований для отказа Суровцевой Н.В. в регистрации её кандидатом на должность главы Щёлковского муниципального района, и, как следствие, обоснованно счёл несостоятельными доводы заявителя о незаконности решения ИКМО от 27 января 2012 г. N 43/658-5 об отмене решения ТИК Щёлковского района от 26 января 2912 г. N 53/4, которым Суровцевой Н.В. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Щёлковского муниципального района, указав в решении, что стадия выдвижения и регистрации кандидата на замещение муниципальной должности начинается с уведомления путём подачи кандидатом заявления о самовыдвижении в соответствующую избирательную комиссию и заканчивается вынесением решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, и таким образом, не является одномоментным действием.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского областного суда от 13 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Терехова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2012 г. N 4-АПГ12-4
Текст определения официально опубликован не был