Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-91
Вопрос: Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 7 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Доставка заказного письма осуществляется с помощью должностного лица налогового органа, работника почты, самого адресата, а также, возможно, с помощью других лиц.
Прошу ответить на следующие вопросы:
- на основании каких доказательств (документальных, иных) признаётся факт получения требования, заказного письма адресатом?
- считается ли виновным адресат в невыполнении указанной в требовании обязанности в случае ненадлежащего исполнения должностным лицом налогового органа, должностным лицом фонда, работником почты функции доставки требования, заказного письма адресату?
- какой установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренной требованием, по истечении шести дней с даты направления/отправления требования, заказного письма, если фактически оно оказалось не полученным адресатом по причине ненадлежащего исполнения функции доставки и вручения адресату соответствующего требования должностным лицом налогового органа, должностным лицом фонда, работником почты?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам об исполнении организацией-налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, соответствующих пеней и штрафов и сообщается следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
Способы передачи (направления) организации-налогоплательщику требования об уплате налога указаны в пункте 6 статьи 69 Кодекса.
В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом это требование считается полученным в силу пункта 6 статьи 69 Кодекса по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, заказные отправления относятся к регистрируемым, которые принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
Налогоплательщик вправе получить у налогового органа информацию о дате приема почтой от налогового органа реестра почтовых отправлений, а также сообщить налоговому органу о неполучении требования.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь таких услуг вправе предъявить оператору почтовой связи претензию в порядке, установленном в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Взыскание налога с организации производится в соответствии со статьями 46 и 47 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога).
2. В соответствии со статьей 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 3 статьи 108 Кодекса установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Согласно пункту 6 указанной статьи Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 2 статьи 109 Кодекса).
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 Кодекса).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Речь идет об исполнении организацией обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов.
НК РФ заставляет налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если не предусмотрено иное. Ее неисполнение или ненадлежащее исполнение - основание для направления налоговым органом требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения.
Если указанное требование направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправления последнего.
Налогоплательщик вправе получить у налогового органа информацию о дате приема почтой реестра почтовых отправлений, а также сообщить ему о том, что требование не получено.
Пользователь услуг почтовой связи в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения может предъявить оператору почтовой связи претензию, в т. ч. с требованием о возмещении вреда.
Кроме того, уделено внимание налоговому правонарушению.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-91
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 24-30 апреля 2012 г. N 17