10.07.2011 в Красноярском крае потерпел катастрофу вертолет R-44 RA-04304, принадлежащий физическому лицу.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04304 (далее - комиссия по расследованию катастрофы вертолета R-44 RA-04304) было установлено, что 08.07.2011 пилот вертолета с пассажиром на борту выполнил несанкционированный полет (без разрешения на использование воздушного пространства) с посадочной площадки "Северная", расположенной в воздушном пространстве класса "С", на базу отдыха, находящуюся на острове Конный реки Енисей.
Пилот вертолета имел свидетельство пилота-любителя III П N 001348, выданное 31.07.2009 Высшей квалификационной комиссией гражданской авиации Росавиации. При проверке было установлено, что в протоколах Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации Росавиации по выдаче в 2009 году свидетельств пилотов, фамилия данного пилота отсутствовала. С учетом этого комиссией по расследованию катастрофы вертолета R-44 RA-04304 был сделан вывод о том, что свидетельство пилота-любителя III П N 001348 являлось фиктивным.
Вертолет R-44 RA-04304 был оборудован поплавковым шасси. В соответствии с сертификатом типа N CT206-R44, дополнительное оборудование в виде аварийных надувных и стационарных поплавков одобрено только для модели вертолета R-44II с инжекторным двигателем. Потерпевший авиационное происшествие вертолет был оборудован карбюраторным двигателем. Переоборудование вертолета в гидровариант было произведено с нарушением требований пункта 2.32 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
Кроме того, 06.07.2011 истек срок действия сертификата летной годности вертолета R-44 RA-04304. Таким образом, полеты выполнялись с нарушением требований пункта 2.27 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
По показаниям свидетелей, 10.07.2011, в ночное время (03:00 местного времени), пилот произвел взлет в направлении реки Енисей, предположительно с целью переместить вертолет на другое место стоянки. По результатам анализа метеорологической информации и показаний очевидцев, в момент взлета имелись условия для образования приземного тумана.
Через 1,5-2 минуты после взлета звук от двигателя вертолета прекратился. Обломки вертолета были обнаружены на дне реки Енисей, на расстоянии около 700 метров от места взлета. В результате авиационного происшествия пилот вертолета погиб.
Подробная информация о результатах расследования катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04304, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-04304.pdf.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы вертолета R-44 RA-04304:
"Причиной авиационного происшествия, наиболее вероятно, явилась потеря пилотом пространственной ориентировки ночью, в условиях приземного тумана, исключающего видимость естественного горизонта и наземных ориентиров, что привело к столкновению исправного вертолета с поверхностью реки".
18.11.2011 в Тверской области произошла катастрофа вертолета R-44 Raven I RA-04348, принадлежащего ОАО "Редкинский опытный завод".
Пилот вертолета имел незначительный опыт полетов. Свидетельство пилота-любителя было выдано 07.09.2011, пилот имел общий налет - 60 часов (весь на вертолетах типа R-44), в том числе в качестве командира воздушного судна - 18 часов.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом R-44 Raven I RA-04348 (далее - комиссия по расследованию катастрофы вертолета R-44 RA-04348) было установлено, что в день авиационного происшествия пилот вертолета выполнил 8 полетов. Учитывая, что на месте авиационного происшествия была обнаружена разделанная туша дикого животного, было сделано предположение о том, что полеты выполнялись с целью охоты и вывоза разделенных трофеев. Полеты выполнялись без пассажиров на борту вертолета.
Девятый полет, закончившийся катастрофой, выполнялся после наступления темного времени суток, с подобранной с воздуха площадки, расположенной в заболоченной местности. В соответствии с требованиями пункта 3.4 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, пилот вертолета не проходил подготовку для полетов ночью, так как выполнение таких полетов не предполагалось. Таким образом, решение о выполнении полета было принято пилотом необоснованно.
Полет выполнялся в условиях низкой облачности (150 метров) и осадков в виде снега. Комиссией по расследованию катастрофы вертолета R-44 RA-04348 было установлено, что примерно через минуту после взлета истинная высота полета вертолета достигла максимального значения - 220 метров. При этом правый крен достиг значения 16° и продолжал увеличиваться до 24°, что привело к непреднамеренному снижению, не замеченному пилотом.
Наиболее вероятно, что пилот вертолета потерял пространственную ориентировку, чему способствовало темное время суток, отсутствие видимости линии естественного горизонта, световых ориентиров и неблагоприятные метеоусловия. Через 1 минуту 48 секунд после взлета вертолет на скорости 222 км/час, с вертикальной скоростью 6,8 м/с и правым креном 10° столкнулся с землей и полностью разрушился. В результате авиационного происшествия пилот вертолета погиб.
Подробная информация о результатах расследования катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 Raven I RA-04348, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-04348.pdf.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы вертолета R-44 RA-04348:
"Авиационное происшествие с вертолетом R-44 Raven I RA-04348 произошло в результате потери пилотом пространственной ориентировки, при полете в условиях, не соответствующих правилам визуальных полетов, к которым командир воздушного судна не был подготовлен.
Потеря пространственной ориентировки, наиболее вероятно, явилась следствием сочетания следующих факторов:
- фактические метеоусловия, не позволяющие сохранять пространственное положение воздушного судна по линии естественного горизонта, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;
- полет без соответствующей подготовки, ночью, над местностью без световых ориентиров;
- отсутствие навыков и опыта полетов по приборам;
- небольшой общий налет командира воздушного судна".
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Исполняющему обязанности начальника Управления летной эксплуатации Росавиации В.В. Самородову, руководителям территориальных органов Росавиации принять дополнительные меры, направленные на предотвращение и выявление случаев фальсификаций свидетельств пилотов и приводящихся в них сведений.
2. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения. До 20.04.2012 представить в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации доклады об исполнении требований настоящего приказа.
3. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов авиации общего назначения:
3.1. изучить результаты расследования катастроф вертолетов R-44 RA-04304 и R-44 Raven I RA-04348 и настоящий приказ с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах;
3.2. с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах типа R-44, изучить извещение по безопасности SN-26 руководства по летной эксплуатации вертолета R-44.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 5 апреля 2012 г. N 163 "Об авиационных происшествиях с вертолетами R-44 RA-04304 и R-44 Raven I RA-04348"
Текст приказа официально опубликован не был