В течение 2011 года с воздушными судами авиации общего назначения произошло три авиационных происшествия (катастрофы), связанные с выполнением полетов пилотами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.
08.04.2011 в Свердловской области произошла катастрофа дельталета МД-20ДИ RA-0904G, принадлежащего физическому лицу. В результате катастрофы пилот и пассажир дельталета погибли. Информация о результатах расследования катастрофы содержится в приказе Росавиации от 08.08.2011 N 473 "Об авиационном происшествии с дельталетом МД-20ДИ RA-0904G".
04.07.2011 в Московской области произошла катастрофа единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета EV-97R RA-1296G, эксплуатируемого автономной некоммерческой организацией "Московский областной авиационно-технический спортивный клуб РОСТО".
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета EV-97R RA-1296G (далее - комиссия по расследованию катастрофы самолета EV-97R RA-1296G) было установлено, что в день авиационного происшествия на аэродроме Дракино (аэродром государственной авиации) выполнялись полеты по курсу первоначальной подготовки летчика-спортсмена самолета EV-97R.
Первые четыре контрольных полета по кругу летчик-спортсмен выполнил с летчиком-инструктором (командиром самолетного звена), после чего был представлен на проверку перед самостоятельным вылетом проверяющему - заместителю начальника авиационно-технического спортивного клуба по летной подготовке. В полете проверяющий летчик занимал кресло, расположенное справа по полету.
Два проверочных полета по кругу с посадкой и взлетом без остановки на взлетно-посадочной полосе летчик-спортсмен выполнял самостоятельно под контролем проверяющего.
После выполнения третьего взлета, при полете на высоте 200 метров, проверяющий взял управление на себя для того, чтобы показать летчику-спортсмену порядок действий при имитации отказа двигателя в полете.
По показаниям летчика-спортсмена, проверяющий, получив разрешение от руководителя полетами на отработку имитации отказа двигателя, установил рычаг управления двигателем (далее - РУД) в положение "малый газ" и ключом зажигания выключил двигатель, чем нарушил рекомендации методики обучения технике выполнения элементов полетов (выключение двигателя не предусмотрено). После выключения двигателя проверяющий начал выполнять левый разворот с креном 30° - 40° и снижением в сторону аэродрома.
В дальнейшем, проверяющий, наиболее вероятно, оценив параметры полета, понял, что они не позволяют произвести посадку на аэродроме и принял решение о посадке на поле, расположенное слева по курсу планирования. С целью сохранения скорости планирования проверяющий установил РУД в положение "максимальный газ" и включил зажигание. По показаниям летчика-спортсмена, запуск двигателя произошел на высоте примерно 30 метров, после чего самолет начал резко крениться вправо.
Запуск двигателя с режима максимальной тяги руководством по летной эксплуатации не предусмотрен. Однако, по информации предприятия-изготовителя самолета, запуск двигателя с режима максимальной тяги не оказывает существенного влияния на устойчивость самолета.
Комиссией по расследованию катастрофы самолета EV-97R RA-1296G был сделан вывод о том, что возникновение правого крена было обусловлено нескоординированными действиями проверяющего пилота, причиной которых могло быть его нахождение в состоянии алкогольного опьянения. При судебно-химическом исследовании в крови проверяющего летчика был обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,9 промилле, что соответствует легкой степени алкогольной интоксикации.
Самолет столкнулся с землей с правым креном 20° - 30° и тангажем на пикирование 10° - 15°. В результате авиационного происшествия проверяющий пилот погиб, летчик-спортсмен получил тяжелые травмы.
Подробная информация о результатах расследования катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолета EV-97R RA-1296G, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-1296g.pdf.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы самолета EV-97R RA-1296G:
"Причиной катастрофы самолета EV-97R RA-1296G явилось нарушение методики выполнения учебного полета с имитацией отказа двигателя (выключение двигателя вместо дросселирования) и, наиболее вероятно, некоординированные действия проверяющего пилота, осуществлявшего активное пилотирование, по управлению самолетом на малой высоте, приведшие к кренению самолета, столкновению правой плоскости крыла с землей и разрушению самолета. Сопутствующим фактором стало выполнение проверяющим пилотом полета в состоянии алкогольного опьянения".
15.08.2011 в Ленинградской области произошла катастрофа ЕЭВС самолета "Стрела-М" RA-1005G, принадлежащего физическому лицу.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета "Стрела-М" RA-1005G (далее - комиссия по расследованию катастрофы самолета "Стрела-М" RA-1005G) было установлено, что пилот самолета с двумя пассажирами на борту произвел несанкционированный взлет с посадочной площадки Кусино, расположенной в воздушном пространстве класса "С".
По показаниям очевидцев, полет выполнялся на малой высоте над водной поверхностью реки Тигода. При выполнении полета на высоте примерно 50 метров самолет столкнулся с верхним нулевым проводом высоковольтной линии электропередач, упал в акваторию реки Тигода и затонул на глубине 1,5-2 метра.
В результате катастрофы пилот и пассажиры погибли. При проведении судебно-медицинской экспертизы в крови пилота было обнаружено наличие этилового спирта в количестве 1,3 промилле, что соответствует легкой степени опьянения.
Подробная информация о результатах расследования катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолета "Стрела-М" RA-1005G, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-1005g.pdf.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы самолета "Стрела-М" RA-1005G:
"Причиной авиационного происшествия с ЕЭВС самолета "Стрела - М" RA-1005G явилось выполнение полета на предельно малой высоте, что привело к столкновению самолета с высоковольтной линией электропередач, его разрушению и гибели пилота и пассажиров. Командир воздушного судна выполнял полет в состоянии алкогольного опьянения".
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации:
1.1. довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения;
1.2. рекомендовать изучить результаты расследования катастрофы ЕЭВС самолета EV-97R RA-1296G и ЕЭВС самолета "Стрела-М" RA-1005G с летным составом и медицинскими работниками гражданской авиации, обратив при этом внимание на требования пункта 2.5 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, и приложения N 14 Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50.
1.3. до 20.04.2012 представить в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации доклады об исполнении требований настоящего приказа.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 5 апреля 2012 г. N 165 "Об авиационных происшествиях с единичными экземплярами воздушных судов самолетами EV-97R RA-1296G и "Стрела-М" RA-1005G"
Текст приказа официально опубликован не был