Управлением организации дознания и административной практики (далее - УДАП) проанализированы результаты работы территориальных органов ФССП России по осуществлению дознания за 2011 г.
Согласно данным ведомственной статистической отчетности, все прогнозные показатели деятельности по линии дознания, установленные приказом ФССП России от 14 декабря 2010 г. N 687 "Об утверждении Расширенного перечня показателей деятельности на 2011 год для территориальных органов Федеральной службы судебных приставов" (далее - приказ от 14.12.2010 N 687), выполнены только 23 управлениями ФССП России: по Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Алтай, Республике Адыгея, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Краснодарскому и Ставропольскому краям, Волгоградской, Калужской, Курской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской и Тюменской областям, Санкт-Петербургу.
Крайне неудовлетворительное состояние работы по линии дознания в УФССП России по Москве (не выполнено 9 прогнозных показателей). В управлениях ФССП России по Хабаровскому краю и Ненецкому автономному округу не выполнено по 5 прогнозных показателей, в управлениях ФССП России по Пермскому краю, Ленинградской, Тульской и Челябинской областям не выполнено по 4 прогнозных показателя деятельности. Основной причиной неудовлетворительной работы явилось невыполнение должностными лицами указанных территориальных органов директивных указаний ФССП России и неумение четко организовать работу подчиненных работников.
В производстве органов дознания ФССП России в 2011 г. находилось 77 306 уголовных дел, что на 12,9% больше, чем в 2010 г.
Процент уголовных дел, оконченных производством, составил 83,8%, в то время как в 2010 г. данный показатель составлял 83,1%. При этом количество уголовных дел, оконченных производством, в 2011 г. увеличилось на 13,8% и составило 64 359.
Результативность расследования уголовных дел органами дознания ФССП России составила 97,6%. Данный показатель не выполнен только управлениями ФССП России по Красноярскому и Пермскому краям, Москве. Количество уголовных дел, направленных в суд, возросло по сравнению с 2010 г. на 15,4% и составило 62 819 дел.
В 2011 году надзирающими прокурорами возвращено для производства дополнительного расследования 1 612 уголовных дел, что составило 2,4% от числа уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным актом.
Наибольший процент возвращенных для дополнительного дознания уголовных дел отмечается в территориальных органах ФССП России по Республике Карелия, Республике Тыва, Чеченской Республике, Камчатскому и Хабаровскому краям, Калининградской, Кировской, Сахалинской и Тульской областям, Ненецкому и Ямало-Ненецкому автономным округам, Москве.
Основной причиной таких фактов является ослабление процессуального контроля со стороны руководителей территориальных органов ФССП России и невыполнение должным образом начальниками районных отделов - старшими судебными приставами и их заместителями полномочий начальников органов дознания. Вопреки указаниям центрального аппарата ФССП России уголовные дела в ОДАП перед их направлением прокурору не изучаются, соответствующие заключения не составляются.
Так, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 153 УПК РФ в мае 2011 г. дознавателем МОСП УФССП России по Москве прокурору для утверждения обвинительного акта направлены уголовные дела N 676744, 676757, по которым обвиняемым являлось одно и то же лицо - В. Данные грубые нарушения норм УПК РФ (несоединение уголовных дел в одном производстве в отношении одного и того же лица) при утверждении обвинительных актов не были выявлены начальником межрайонного отдела судебных приставов, который к проверке материалов уголовных дел отнесся формально, что повлекло возвращение прокурором уголовных дел для производства дополнительного дознания.
Служебная проверка по данному факту в отношении указанных должностных лиц не проводилась в связи с их увольнением с государственной гражданской службы.
В истекшем году, в сравнении с 2010 г., отмечается рост выявленных органами дознания ФССП России преступлений по ст. 157 УК РФ на 17,6% (63 879 дел). Однако в отчетном периоде произошло снижение выявляемости преступлений против правосудия на 9,0% (4 356 дел), из них:
по ч. 1 ст. 294 УК РФ - 6 уголовных дел (в 2010 г. - 13);
по ст. 297 УК РФ - 232 уголовных дела (в 2010 г. - 315);
по ст. 312 УК РФ - 1 672 уголовных дела (в 2010 г. - 1 890);
по ст. 315 УК РФ - 2 446 уголовных дел (в 2010 г. - 2 570).
Крайне низкая эффективность работы по выявлению преступлений против правосудия наблюдается в управлениях ФССП России по Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Республике Тыва, Удмуртской Республике, Чеченской Республике, Алтайскому, Камчатскому, Красноярскому, Пермскому, Приморскому, Хабаровскому краям, Амурской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Магаданской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Сахалинской, Тверской, Томской, Тульской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областям, Москве, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам. В Ненецком автономном округе работа в данном направлении вообще не проводилась - как и в 2010 г., не выявлено ни одного преступления против правосудия.
В результате ненадлежащей организации работы по данному направлению со стороны руководителей территориальных органов ФССП России прогнозный показатель, выявляемости преступлений против правосудия (0,12%) в целом не выполнен и составил 0,084%.
Непринятие всего комплекса мер по привлечению должностных лиц государственных и коммерческих организаций к уголовной ответственности явилось следствием невыполнения указаний ФССП России от 21 августа 2009 г. N 12/01-12983-АП "Об алгоритме взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей".
Так, в ходе проверок управлений ФССП России по Республике Саха (Якутия), Чувашской Республике, Забайкальскому, Пермскому и Ставропольскому краям, Иркутской, Кировской, Свердловской, Челябинской областям и ряда других территориальных органов выявлены факты несоблюдения вышеуказанного алгоритма действий судебных приставов-исполнителей и дознавателей, неизучение дознавателями исполнительных производств на предмет перспективы возбуждения уголовных дел, а также недостаточный контроль со стороны уполномоченных на то лиц за его исполнением.
В ходе выборочных проверок исполнительных производств в отношении должников - юридических лиц установлены факты длительного бездействия, допускаемые судебными приставами-исполнителями: длительное время не осуществляется проверка имущественного положения должника; должники не предупреждаются об уголовной ответственности; не истребуются их должностные регламенты и объяснения о причинах неисполнения решений судов; не применяются меры административной юрисдикции; руководители организаций не подвергаются приводам в случае игнорирования требований судебного пристава-исполнителя о явке.
Так, в ходе инспекционной проверки УФССП России по Ставропольскому краю в Невинномысском РОСП изучено исполнительное производство в отношении ОАО "Невинномысский электродный завод", в материалах которого отсутствуют предупреждения об уголовной ответственности руководителя организации-должника, не приняты меры по привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа по постановлению судебного пристава-исполнителя, в ОВД не истребованы ранее изъятые в ходе проверок копии договоров предприятия на предмет установления дебиторской задолженности, арест на долю в уставном капитале не наложен.
Аналогичные нарушения выявлены по другим исполнительным производствам в указанных территориальных органах.
Вместе с тем положительный опыт управлений ФССП России по Волгоградской, Ростовской областям и ряду других регионов свидетельствует о том, что стабильных результатов по выявлению преступлений можно добиться при условии не только жесткого контроля работы судебных приставов-исполнителей, но и стимулирования их деятельности.
Неполное использование органами дознания Федеральной службы судебных приставов мер уголовно-правового воздействия в отношении должников по алиментным обязательствам в значительной мере способствует росту остатка исполнительных производств и негативно сказывается на эффективности работы по ним.
По результатам работы за 2011 г. крайне пассивную позицию в выявлении преступлений за уклонение от уплаты алиментов занимали работники ФССП России по Республике Калмыкия, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Забайкальскому, Красноярскому, Пермскому, Хабаровскому и Камчатскому краям, Амурской, Брянской, Кемеровской, Иркутской, Московской, Новгородской, Сахалинской, Томской, Тульской, Челябинской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Москве. При этом, несмотря на значительный остаток исполнительных производств по взысканию алиментов, прогнозный показатель выявляемости преступлений по ст. 157 УК РФ в указанных территориальных органах ФССП России ниже среднероссийского.
Кроме того, игнорирование требований ст. 143 УПК РФ и ч. 4 ст. 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ведет к сокрытию преступлений, что позволяет виновным лицам избежать уголовной ответственности, а в некоторых случаях свидетельствует о наличии в действиях работников ФССП России признаков должностных преступлений.
Только в ходе внеплановой инспекционной проверки в УФССП России по Республике Саха (Якутия) установлены исполнительные производства, по которым в действиях должников имеются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, однако в нарушение ст. 144, 146 УПК РФ и приказа Минюста России от 2 мая 2006 г. N 139 "Об утверждении Инструкции о едином порядке приема, регистрации сообщений о преступлениях" (далее - Инструкция) рапорты об обнаружении признаков преступлений должностными лицами Управления не составлялись и, соответственно, проверки сообщений о преступлениях не проводились.
Так, по исполнительному производству N 35/17824/170/8/2008 должник Е. неоднократно (более трех раз) предупреждался об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ, долг по алиментам составил 167 тыс. руб., а меры, предусмотренные УПК РФ, не применялись.
Аналогичные нарушения выявлены по исполнительным производствам N 98/37/14442/8/2009, N 98/37/49714/8/2010, N 98/14/5530/1/2010, N 98/16/7468/1/ 2009.
Проведенный анализ показал, что после привлечения должников к уголовной ответственности дальнейшая работа с ними проводится не во всех структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.
Например, на контроле в ОДАП УФССП России по Свердловской области находятся исполнительные производства о взыскании алиментов в отношении не менее 200 должников, которые после вынесения приговора продолжают уклоняться от уплаты алиментов, т. е. возможно повторное привлечение этих должников к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.
Так, в ходе проверки Верхнепышминского РОСП установлено, что в материалах исполнительных производств в отношении П., Р., Б., привлеченных к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ, нет сведений об отбытии наказания по приговору Суда, должники не предупреждены о повторной уголовной ответственности, отсутствуют направления для постановки на учет в центр занятости населения и постановления о расчете задолженности, не отобраны объяснения о причинах уклонения от уплаты алиментов.
Подобные нарушения выявлены в структурных подразделениях управлений ФССП России по Чувашской Республике и Кировской области. Так, несмотря на выполнение УФССП России по Чувашской Республике всех прогнозных показателей, нарушение указаний директора от 13.05.2011 N 12/04-11315-АП привело к признанию деятельности Управления в целом неудовлетворительной.
Слабая организационно-управленческая деятельность аппаратов управлений территориальных органов ФССП России по контролю за своевременным применением к должникам, злостно уклоняющимся от погашения по решению суда кредиторской задолженности, мер уголовно-правового принуждения не позволила выполнить прогнозное задание по выявляемости преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ. В целом по Российской Федерации за отчетный период значение данного показателя составило 1,36% (прогнозное значение - 1,8%).
В 27 регионах (32% от общего количества) установленные значения данного показателя по итогам работы за 2011 г. не достигнуты. Более того, в управлениях ФССП России по Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Ивановской области, Ямало-Ненецкому, Ненецкому и Чукотскому автономным округам в 2011 г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ, не возбуждено ни одного уголовного дела.
Причиной снижения работы в этом направлении явилась пассивная позиция руководителей перечисленных территориальных органов ФССП России и самоустранение от реализации ими полномочий начальников органа дознания, отсутствие организующей роли заместителей руководителей, курирующих вопросы исполнительного производства и дознания.
В 2011 году судами вынесено 28 оправдательных приговоров, по реабилитирующим основаниям прекращено 6 уголовных дел.
Наибольшее количество оправдательных приговоров постановлено судами по уголовным делам, расследованным дознавателями управлений ФССП России по Республике Дагестан и Архангельской области - по 3, Краснодарскому краю и Москве - по 2.
Практика реализации уголовно-процессуальных полномочий показала, что неэффективность процессуальной деятельности, продолжающиеся нарушения законности обусловлены не только недостаточным уровнем профессиональной подготовки дознавателей и судебных приставов-исполнителей, но и отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководителей территориальных органов ФССП России всех уровней.
В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации одной из основных задач дознавателей является быстрое и полное расследование преступлений. Условие, обеспечивающее достижение этой цели, - расследование преступлений в сроки, установленные законом, с соблюдением всех прав участников процесса. Однако практика показала, что дознавателями территориальных органов ФССП России допускаются серьезные ошибки, влекущие несоблюдение уголовно-процессуального законодательства.
Так, старшим дознавателем отдела организации дознания и административной практики УФССП России по Республике Карелия 18.04.2011 возбуждено уголовное дело N 012011170033 в отношении М. по ч. 1 ст. 312 УК РФ. Расследование дела приостанавливалось, сроки дознания по делу неоднократно продлевались, 09.12.2011 надзирающим прокурором срок дознания продлен до 05.01.2012.
Дознаватель с момента принятия уголовного дела к своему производству (19.09.2011), при явном уклонении подозреваемого от ознакомления с материалами уголовного дела, не обратился в суд с ходатайством об ограничении времени ознакомления с материалами уголовного дела.
По фактам допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства при расследовании данного уголовного дела заместителем прокурора Республики Карелия 07.10.2011 направлено на имя руководителя УФССП России по Республике Карелия представление об устранении нарушений законодательства в деятельности дознавателей. Приказом руководителя УФССП России по Республике Карелия дознавателю объявлен выговор, начальник ОДАП понижен в должности до заместителя начальника ОДАП.
В 2011 году с превышением срока дознания, установленного ч. 3 ст. 223 УПК РФ, расследовано 5 848 уголовных дел, что составило 8,8% (в 2010 г. - 9,7%) от направленных прокурору с обвинительным актом.
Низкая оперативность дознания отмечается в управлениях ФССП России по Республике Карелия, Республике Северная Осетия - Алания, Красноярскому, Ставропольскому и Хабаровскому краям, Иркутской, Калининградской, Магаданской, Псковской, Тульской и Челябинской областям, Москве, Ненецкому автономному округу.
В целях предупреждения фактов нарушения разумных сроков на досудебной стадии уголовного судопроизводства руководителям указанных территориальных органов ФССП России следует организовать проведение системного анализа причин, обусловивших продление сроков дознания. При наличии фактов волокиты, допускаемой дознавателями по уголовным делам, принимать меры реагирования с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
При применении ст. 297 УК РФ дознаватели территориальных органов ФССП России по-прежнему при квалификации деяний не оценивают собранные доказательства в их совокупности, что приводит к прекращению уголовных дел по реабилитирующим основаниям, вынесению судами оправдательных приговоров.
Так, дознавателем МОСП по г. Комсомольску-на-Амуре и Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю на основании материалов проверки по рапорту судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов возбуждено уголовное дело в отношении Л. по ч. 1 ст. 297 УК РФ.
По результатам расследования, проведенного с грубыми нарушениями процессуальных сроков дознания, уголовное преследование в отношении Л. принявшим к производству дело дознавателем прекращено по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления. Прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям связано с тем, что существенные обстоятельства словесного унижения Л. чести и достоинства потерпевшей не были установлены в ходе дознания. По факту волокиты дознаватель заслушан на оперативном совещании при заместителе руководителя УФССП России. Служебная проверка в отношении дознавателя Ф. и зонального куратора ОДАП С. не проводилась в связи с их увольнением с государственной гражданской службы.
Проверка состояния учетно-регистрационной дисциплины в структурных подразделениях УФССП России по Чувашской Республике показала, что начальниками отделов - старшими судебными приставами и должностными лицами аппарата управления контроль установленного порядка ведения книг учета сообщений о преступлениях, учета талонов уведомлений по заявлениям о преступлениях, журнала учета материалов, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, единого журнала преступлений, лиц, их совершивших, и движения по уголовным делам не ведется. В результате этого зафиксированы факты нарушения требований Инструкции и Методических рекомендаций по ведению учетно-регистрационных документов и организации проверок учетно-регистрационной дисциплины руководителями органов дознания ФССП России от 28 сентября 2011 г. N 04-13, касающиеся правил и полноты заполнения учетных журналов.
Выборочной проверкой исполнительных производств Новочебоксарского ГОСП выявлено сводное исполнительное производство N 50/20/11/18/2011 в отношении ЗАО Холдинговая компания "Голицын", в материалах которого комиссией выявлено сокрытое от учета и регистрации заявление генерального директора данной организации К. о привлечении к уголовной ответственности руководителя ООО "Спецмонтажстрой" по ст. 177, 315 УК РФ, поступившее в отдел по почте и зарегистрированное только по общим правилам регистрации входящей корреспонденции.
В нарушение п. 6 Инструкции данное заявление после регистрации в книге входящей корреспонденции начальнику органа дознания не передано, доследственная проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ не проводилась, процессуальное решение по заявлению не принималось.
По данному факту в УФССП России по Чувашской Республике инициировано проведение служебной проверки.
На основании изложенного необходимо:
в целях активизации работы по выявлению преступлений, подследственных ФССП России, и обеспечения их надлежащего расследования организовать эффективное взаимодействие отделов организации дознания и административной практики с отделами организации исполнительного производства территориальных органов ФССП России. При этом неукоснительно соблюдать требования указаний ФССП России, регламентирующих порядок взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей, доведенных письмами от 21.08.2009 N 12/01-12983-АП, от 11.05.2010 N 12/01-9148-АП, от 27.10.2010 N 12/01-24100-АП, от 13.05.2011 N 12/04-11315-АП, от 20.12.2011 N 12/04-31007-ВВ;
обеспечить неукоснительное выполнение требований приказа ФССП России от 16 февраля 2010 г. N 66 "Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов";
повысить требовательность к начальникам отделов - старшим судебным приставам при осуществлении ими процессуальных полномочий начальников органов дознания, возложить на них персональную ответственность за законность и обоснованность принимаемых дознавателями решений в порядке ст. 145 УПК РФ;
принять исчерпывающие меры по недопущению срыва выполнения показателей деятельности, установленных приказом ФССП России от 27 декабря 2011 г. N 622 "Об утверждении Перечня показателей деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов на 2012 год";
взять под личный контроль работу по выявлению в 2012 году преступлений, подследственных Федеральной службе судебных приставов, особое внимание обратить на выявление преступлений против правосудия и предусмотренных ст. 177 УК РФ;
организовать систематическое заслушивание начальников отделов - старших судебных приставов, имеющих низкие результаты работы по применению мер уголовно-правового воздействия, с постановкой вопроса о проведении в отношении них служебных проверок и привлечении к дисциплинарной ответственности;
в целях обеспечения надлежащего качества, оперативности и результативности производства дознания усилить контроль со стороны отделов организации дознания и административной практики за деятельностью дознавателей на всех стадиях, начиная от регистрации сообщения о преступлении и заканчивая направлением дела в суд, а также своевременным получением информации о прохождении дел в судах;
в целях усиления организующей и методической роли аппаратных подразделений дознания территориальных органов ФССП России в обеспечении законности и соблюдении прав граждан организовать проведение дополнительных учебных занятий с дознавателями и судебными приставами-исполнителями по методике и тактике выявления и расследования преступлений, относящихся к компетенции Службы;
при необходимости инициировать и организовывать проведение координационных совещаний с заинтересованными правоохранительными органами по выработке единой практики применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства при расследовании преступлений, подследственных ФССП России.
Директор Федеральной службы судебных приставов - |
А.О. Парфенчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 27 января 2012 г. N 12/04-1420-АП "О результатах работы территориальных органов ФССП России по осуществлению дознания за 2011 год"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., N 3