Решение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N АКПИ12-276
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ресина А.И. о признании частично недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 161-дсп "Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации", установил:
в целях обеспечения условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 161-дсп утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России).
Гражданин Ресин А.И., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 161-дсп "Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации". Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт разрешает размещение жилых помещений (камер для содержания под стражей заключенных) в цокольных и подвальных этажах режимных корпусов следственных изоляторов, что противоречит требованиям статьей 2, 7, 19, 41 Конституции Российской Федерации, статье 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Ресин А.И. извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И., Буторин Д.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России не содержат положений, разрешающих размещение жилых помещений (камер для содержания под стражей заключенных) в цокольных и подвальных этажах режимных корпусов следственных изоляторов. СП 15-01 Минюста России в государственной регистрации не нуждаются, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, права лиц, содержащихся под стражей, не нарушают.
Выслушав объяснения представителей Минюста России Михалевича В.И., Буторина Д.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.
Нормы проектирования разработаны Государственным специальным проектно-изыскательским институтом МВД России на основ СНиПов, ГОСТов, ВСП, ППБ, СанПиНов, одобрены Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России изданы с грифом "для служебного пользования", поскольку содержат служебную информацию ограниченного распространения, касающуюся особенностей планировочных решений следственных изоляторов и тюрем, устройства камерных помещений, толщины стен, решёток и др., обеспечивающих надлежащие условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Нормы проектирования должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем.
Положений, допускающих размещение жилых помещений (камер для содержания под стражей заключенных) в цокольных и подвальных этажах режимных корпусов следственных изоляторов, Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России не содержат, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемого правового акта законодательству в области обеспечения социально-эпидемиологического благополучия населения и нарушении прав подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Ресина А.И. о признании частично недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 161-дсп "Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Романенков Н.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N АКПИ12-276
Текст решения официально опубликован не был