См. ответ, приведенный в письме Банка России от 23 мая 2012 г. N 29-1-1-5/3740
Обращение Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, возникающими у кредитных организаций - участников рынка драгоценных металлов в связи с приемом слитков драгоценных металлов при реализации их физическими лицами.
Согласно пункту 13 Указания Банка России от 01.07.2009 N 2255-У "О правилах учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Указание N 2255-У) прием, выдача драгоценного металла клиенту осуществляются по спецификации и документу о качестве. Кассовый работник проверяет наличие в спецификации и документе о качестве следующих данных: наименования драгоценного металла, вида слитка драгоценного металла, количества слитков, марки и пробы драгоценного металла, лигатурной массы каждого слитка (для золота - также химически чистой массы) и других.
В соответствии с Государственным стандартом документом о качестве слитка драгоценного металла является сертификат либо паспорт изготовителя. Так, ГОСТ Р 51572-2000 "Слитки золота мерные", ГОСТ Р 51784-2001 "Слитки серебра мерные", ГОСТ Р 51704-2001 "Слитки платины мерные" установлено, что каждый мерный слиток должен сопровождаться сертификатом изготовителя.
В пункте 16 Указания N 2255-У указано, что драгоценные металлы, не соответствующие установленным в Российской Федерации стандартам или международным стандартам качества, а также драгоценные металлы, имеющие по результатам контрольного взвешивания отклонения по массе сверх допустимых погрешностей, не подлежат приему от клиентов кредитными организациями.
Таким образом, банк вправе осуществлять выдачу клиенту и прием от него слитка драгоценного металла только при наличии сертификата/паспорта изготовителя.
В этой связи при реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам, которые являются основными покупателями мерных слитков драгоценных металлов, сотрудники кредитных организации, ссылаясь на нормативные правовые акты, предупреждают покупателей о необходимости сохранения сертификатов изготовителя. Однако, несмотря на предупреждения кассовых работников кредитных организаций о необходимости сохранения сертификатов изготовителя, физические лица зачастую невнимательно относятся к установленным требованиям и в процессе хранения мерных слитков драгоценных металлов утрачивают сертификаты изготовителя.
Отсутствие сертификата изготовителя делает невозможным прием мерных слитков кредитными организациями, поскольку в таком случае они считаются несоответствующими установленным в Российской Федерации стандартам. В связи с тем, что для восстановления сертификата аффинажные предприятия требуют предъявления мерного слитка для экспертизы, восстановление сертификатов изготовителя мерных слитков в ряде случаев не представляется возможным или является экономически нецелесообразным.
В такой ситуации физические лица при отсутствии сертификатов изготовителя не могут реализовать банкам слитки в порядке, установленном нормативными правовыми актами, и вынуждены реализовывать эти слитки либо ломбардам, либо скупочным предприятиям со значительным дисконтом.
Вместе с тем, банки, осуществляющие значительные объемы операций по покупке/продаже драгоценных металлов у физических лиц, заинтересованы в приобретении слитков и без сертификата изготовителя.
При отсутствии у физических лиц сертификата изготовителя такие банки имеют возможность покупать у них слитки драгоценных металлов с небольшим дисконтом и формировать крупные партии металла для дальнейшего аффинажа. При этом затраты по транспортировке и переработке составляют незначительную долю стоимости драгоценных металлов. Кроме того, как правило, банки выкупают у физических лиц, только те слитки, которые ранее реализовали своим клиентам - физическим лицам. В такой ситуации даже при отсутствии сертификатов изготовителя риски кредитных организаций по приобретению поддельных слитков сводятся к минимуму.
В этой связи, а также в целях защиты интересов клиентов - физических лиц и расширения услуг кредитных организаций на рынке драгоценных металлов Ассоциацией российских банков при активном участии кредитных организаций - членов Комитета АРБ по драгоценным металлам разработан проект указания Банка России, в соответствии с которым предлагается внести в Указание N 2255-У изменения, предусматривающие право кредитной организации по своему усмотрению осуществлять прием мерных слитков драгоценных металлов от клиентов без документа о качестве (сертификата изготовителя) (прилагается).
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос о возможности внесения в Указание N 2255-У предлагаемых банковским сообществом изменений.
Ассоциация российских банков выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Банком России по вопросам совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность кредитных организаций.
Приложение: проект Указания Банка России "О внесении изменений в Указание Банка России от 1 июля 2009 года N 2255-У "О правилах учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях на территории Российской Федерации" на 2 листах.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Проект
Указание Банка России от "___" ___________ 201__ г. " _____-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 1 июля 2009 года N 2255-У "О правилах учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях на территории Российской Федерации"
1. В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от "___" ____________ 201__ года N __) внести в Указание Банка России от 1 июля 2009 года N 2255-У "О правилах учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях на территории Российской Федерации", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2009 года N 14502, следующие изменения.
1.1. Пункт 13 дополнить предложением четвертым следующего содержания:
"Возможность приема от физических лиц слитков драгоценных металлов без документа о качестве кредитные организации определяют самостоятельно.".
1.2. Абзац первый пункта 15 изложить в следующей редакции:
"При приеме, выдаче драгоценных металлов осуществляется их визуальный контроль, пересчет, контрольное взвешивание (за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта) и сопоставление полученных данных с данными спецификации (у физического лица - при ее наличии) и документа о качестве (у физического лица - при его наличии).
1.3. Пункт 15 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Если прием драгоценных металлов от физического лица осуществлялся при отсутствии у него документа о качестве, в акте 0402047 делается соответствующая запись в строке "Примечание".".
1.4. Абзац первый пункта 16 изложить в следующей редакции:
"Драгоценные металлы, не соответствующие установленным в Российской Федерации стандартам или международным стандартам качества, а также драгоценные металлы, имеющие по результатам контрольного взвешивания отклонения по массе сверх допустимых погрешностей, не подлежат приему кредитными организациями от клиентов, за исключением случая, указанного в предложении четвертом пункта 13 настоящего Указания.".
2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Председатель |
С.М. Игнатьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 19 апреля 2012 г. N А-02/5-275 "Об изменении порядка приема слитков драгоценных металлов"
Текст письма официально опубликован не был