Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.А. Мурышкина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Мурышкин оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющего условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, в том числе занятым на работах с вредными условиями труда.
По мнению заявителя, данная норма, не предусматривая возможности включения периодов работы на ответственных должностях в партийных органах в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (при том что законодательство, действовавшее в период работы заявителя в указанных должностях, закрепляло такую возможность), ограничивает его право на социальное обеспечение и нарушает предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Оспариваемое законоположение было применено в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.А. Мурышкиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил механизм его реализации и закрепил правовые основания назначения пенсий, их размеры, правила подсчета трудового стажа, особенности приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона сохранено право граждан на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при условии, что они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах (не менее 10 лет для мужчин и 7 лет 6 месяцев для женщин) и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. При этом законодатель, в отличие от действовавшего в период существования Союза ССР регулирования, предусмотрел возможность назначения такой пенсии с уменьшением возраста лицам, имеющим требуемую продолжительность страхового стажа и проработавшим на перечисленных работах не менее половины указанного срока. Аналогичным образом реализовывалось право указанных работников на пенсию в связи с особыми условиями труда и в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт "а" части второй статьи 12).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт "а" части первой статьи 12 Законе РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I
Таким образом, данное правовое регулирование, установленное с учетом необходимости компенсировать длительное воздействие на организм неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой и характером труда, направлено на досрочное пенсионное обеспечение работников, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, но не выработали полного специального стажа, и потому само по себе не может расцениваться как нарушающее их пенсионные права.
Разрешение же поставленного в жалобе вопроса о возможном применении порядка исчисления стажа работы с вредными условиями труда, установленного ранее действовавшим законодательством Союза ССР, при назначении досрочной трудовой пенсии по старости при наличии не менее половины требуемого специального стажа является прерогативой законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мурышкина Вячеслава Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 576-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мурышкина Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был