Обращаемся к Вам в связи с обсуждением Таблицы поправок к принятому в первом чтении проекту федерального закона N 500686-5 "О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект).
Поправки к Законопроекту касаются, в частности, налогообложения еврооблигаций. В этой связи просим Вас учесть мнение банковского сообщества относительно принятия поправки 42 и связанной с ней поправки 46, внесенных членом Комитета ГД ФС РФ по бюджету и налогам Н.Н. Гончаром, и отклонения поправки N 43 и связанной с ней поправки N 47, внесенных членом Комитета ГД ФС РФ по бюджету и налогам В.А. Южилиным.
Зарубежные рынки заемного капитала являются важнейшим источником финансирования, на который крупнейшие российские компании и банки полагаются при планировании масштабных инвестиционных программ. В 2011 году внутренний сегмент облигационного рынка был на 0,4 трлн. руб. меньше европейского сегмента (3,8 трлн. руб.). Ставки привлечения в европейских странах традиционно существенно ниже российских (в 2007-2008 г.г. они составляли 4-7%, а усредненная ставка по кредитам в России 10,03%).
Выпуск еврооблигаций осуществляется в форме займа от иностранной компании, которая непосредственно выпускает еврооблигации. Причиной использования такой правовой конструкции является несоответствие требований российского и европейского законодательства. Так, согласно статье 16 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" прямая эмиссия за пределами России допускается только с разрешения ФСФР России, условием получения которого является государственная регистрация выпуска и включение выпуска в котировальный список хотя бы на одной российской бирже. А в соответствии с Директивой Европейского Парламента и Совета N 2010/78/EU не допускается эмиссия ценных бумаг без утверждения проспекта эмиссии компетентным органом одной из стран Евросоюза.
На основании поправок NN 43 и 47 на иностранные депозитарно-клиринговые организации возлагается обязанность раскрывать инвесторов российской стороне. По нашей оценке, такой подход встретит очевидные возражения на европейском рынке, поскольку крупнейшие депозитарии, осуществляющие непосредственный учет прав инвесторов в рамках системы депозитарно-клиринговых отношений с Clearstream и Euroclear (JP Morgan, Duetsche bank, Societe Generale, Citibank, Bank of New York, Mizuho Corporate bank, Credit Suisse), не раскрывают третьим лицам, к которым относятся российские заемщики, информацию об инвесторах без их письменного согласия (по аналогии с запретом раскрывать банковскую тайну в Российской Федерации). Согласие может быть отозвано инвестором без объяснения причин. Таким образом, подобное требование изначально станет невыполнимым. Конкуренция за европейский рынок с заемщиками из других стран вынудит повысить доходность облигаций, что приведет к сворачиванию программ привлечений. Уход же с европейского сегмента облигационного рынка неизбежно повысит ставки в российском сегменте, что ухудшит эффективность проектов, в т.ч. реализуемых Правительством Российской Федерации.
Следует обратить внимание на то, что принятие поправок NN 43 и 47 приведет не только к повышению транзакционных издержек, но и вступает в противоречие с целым рядом существующих норм российского и международного законодательства, регулирующего налогообложение.
1. Основной целью соглашений об избежании двойного налогообложения является определение юрисдикции, имеющей право на налогообложение дохода, возникающего в одном государстве, но выплачиваемого резиденту другого государства. Противодействие неуплате налогов заключается в проверке компетентным органом другого государства, обладающим информацией о характере деятельности компании, ее налогового статуса. Статус подтверждается, если резидент обязан уплачивать внутренние налоги с получаемого дохода. Такая процедура применяется всеми государствами, включая Россию.
Предложенные поправки NN 43 и 47, по сути, заменяют общепринятую легализацию налогового статуса одной компании на условную персонификацию групп инвесторов. Такое изменение процедуры легализации налогового статуса противоречит всем действующим соглашениям об избежании двойного налогообложении и фактически будет проведено в одностороннем порядке без официального подписания дополнительных протоколов к соглашениям и их ратификации.
2. Четкая персонификация получателя доходов требуется на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 24 и статьи 312 НК РФ. Необходимость безусловного соблюдения этого принципа длительное время подтверждается судебной практикой (пункт 8 Информационное письмо ВАС РФ от 21.06.1999 N 42). Игнорирование этого принципа размывает понятие "налоговое правонарушение", тесно связанное с применением налоговых санкций.
Подход, предлагаемый поправками NN 43 и 47, заменяет четкую персонификацию на условную, по однородным группам инвесторов. При этом принципы формирования таких групп (по месту нахождения бэк-офиса инвесторов, по месту регистрации, по налоговому статусу инвестора) в указанных поправках отсутствуют. Соответственно, состав участников таких групп, обладающих правом на льготные налоговые ставки, фактически будет определяться внутренними документами коммерческих организаций, опосредованно связанных с инвестором (депозитарно-клиринговые компании), а не на основании заключений уполномоченного органа другого государства.
Дополнительно обращаем Ваше внимание, что предложенный указанными поправками подход игнорирует саму возможность того, что получателем дохода является субъект, не относящийся к иностранным организациям в терминологии статьи 11 НК РФ, например, российские организации и физические лица.
3. Поправки NN 43 и 47 приравнивают к облагаемым доходам суммы выплат амортизации долга, которые освобождены от налогообложения в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Также на основании поправок NN 43 и 47 к доходам инвесторов (в составе прочих доходов) фактически приравниваются суммы, которые им не выплачиваются - например, суммы плановых доходов эмитентов еврооблигаций.
С учетом изложенного, рассмотрев таблицу поправок, подготовленную Комитетом ГД ФС РФ по бюджету и налогам, банковское сообщество просит поддержать поправку N 42 и связанную с ней поправку N 46, внесенные членом Комитета ГД ФС РФ Н.Н. Гончаром, считая, что содержащиеся в них нормы в полной мере соответствуют интересам экономики страны и сложившейся практике привлечения зарубежных инвестиций.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 27 апреля 2012 г. N А-01/5-293 "О налогообложении доходов по еврооблигациям"
Текст письма официально опубликован не был