Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 марта 2012 г. N К-110-03/2012
Резолютивная часть решения оглашена 14 марта 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2012 года
Постоянно действующая комиссия Владимирского УФАС России N 2 по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Шибаевой Н.И. - заместителя руководителя Управления - начальник отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;
Фильберт М.Б. - заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;
Денисенко И.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,
в присутствии представителей:
от заявителя - ООО "Рослифт" - <О...>
от организатора торгов ООО "Владстройконтакт" и конкурсной комиссии - <О...>
рассмотрев дело N К-110-03/2012, возбужденное по жалобе ООО "Рослифт" от 06.03.2012 N 501 на действия организатора торгов - ООО "Владстройконтакт" и конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора по капитальному ремонту лифтов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Тракторная, д. 3-б, установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО "Рослифт" от 06.03.2012 N 501 на действия:
1. организатора торгов - ООО "Владстройконтакт" при проведении конкурса на право заключения договора по капитальному ремонту лифтов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Тракторная, д. 3-б, выразившиеся в указании в конкурсной документации конкретного производителя лифтового оборудования - ОАО "КМЗ";
2. конкурсной комиссии - при проведении конкурса на право заключения договора по капитальному ремонту лифтов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Тракторная, д. 3-б, выразившиеся:
- в допуске к участию в конкурсе лиц, представивших из налоговых органов справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по неустановленной форме;
- в допуске к участию в конкурсе лиц, не имеющих свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимого при осуществлении технического освидетельствования лифта, являющегося одним из этапов работ, поименованных в договоре по капитальному ремонту лифтов;
- необоснованном начислении штрафных баллов по подкритериям "опыт работы" и "квалификация персонала" критерия "квалификация" при осуществлении действий по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе.
В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России, в соответствии с требованием статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) возбуждено дело N 110-03/2012 в отношении организатора торгов - ООО "Владстройконтакт" и конкурсной комиссии.
11.03.2012, в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Владимирским УФАС России в адрес организатора торгов - ООО "Владстройконтакт" направлено уведомление о приостановлении открытого конкурса на право заключения договора по капитальному ремонту лифтов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Тракторная, д. 3-б.
На основании анализа информации, представленной заявителем ООО "Рослифт", а также ООО "Владстройконтакт", установлено следующее.
2 декабря 2011 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 3б по ул. Тракторная принято решение о проведении капитального ремонта лифтового оборудования дома и утвержден состав, объем работ и сметная стоимость работ и оборудования, необходимых для его производства.
Одновременно решением общего собрания определен способ и порядок сбора средств на софинансирование капитального ремонта в размере не менее 5% от его общей стоимости путем дополнительного сбора собственниками помещений денежных средств и об участии в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта.
Постановлением Администрации города Владимира от 21.12.2011 N 4127 многоквартирный дом по адресу ул. Тракторная, д.3б включен в муниципальную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Владимире в 2011-2012 годах".
В целях реализации муниципальной адресной программы и решения собственников, управляющей организацией ООО "Владстройконтакт" разработана конкурсная документация, а также сформирован состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома.
15.02.12 в официальном печатном издании "Перископ Владимир", а также на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира http://www.vladimir-city.ru было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса, предметом которого является право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Тракторная, д 3-б.
Для определения лучших условий для исполнения определены следующие критерии оценки конкурсных заявок:
- цена договора - максимальное количество баллов - 60;
- срок выполнения работ: максимальное количество баллов - 20;
- квалификация участника: максимальное количество баллов - 20.
В конкурсе приняли участие три претендента - ООО "Рослифт", ООО "Лифтер" и ООО "Лифтовик".
27.02.2012 конкурсной комиссией произведено вскрытие конвертов с заявками участников.
27.02.2012 комиссия рассмотрела заявки на участие в конкурсе и приняла решение о допуске к участию в конкурсе всех участников, подавших заявки.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.02.2012 победителем конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома с итоговой оценкой 95 баллов признано ООО "Лифтовик".
На заседании Комиссии представитель ООО "Рослифт" доводы, изложенные в жалобе поддержал, дополнительно пояснил следующее.
Организатором торгов - ООО "Владстройконтакт" допущены нарушения, выразившиеся в указании в конкурсной документации конкретного производителя лифтового оборудования - ООО "КМЗ".
Нарушения были допущены также и конкурсной комиссией. В частности, к конкурсу были допущены участники, представившие из налоговых органов справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по неустановленной форме и не имеющие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимого при осуществлении технического освидетельствования лифта, являющегося одним из этапов работ, поименованных в договоре по капитальному ремонту лифтов.
Кроме того, конкурсной комиссией при осуществлении действий по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе были необоснованно начислены штрафные баллы ООО "Рослифт" по подкритериям "опыт работы" и "квалификация персонала" критерия "квалификация".
Представитель организатора конкурса и конкурсной комиссии - ООО "Владстройконтакт" с вышеуказанными доводами не согласился и пояснил следующее.
Выбор конкретного производителя лифтового оборудования относится к правомочиям собственника, принявшего решение о проведении капитального ремонта и утвердившего своим решением, оформленным в форме протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, содержание, состав, объем капитального ремонта и его стоимость.
Поскольку в конкурсной документации не установлены требования к форме справки, к участию в конкурсе были допущены все участники, предоставившие данные из налоговых органов об отсутствии задолженности перед бюджетом. Согласно предоставленным сведениям, ни у одного из участников, подавших заявки на 01.02.2012 не имелось задолженности по налогам и обязательным платежам. Учитывая, что справки налоговых органов были заверены печатями и подписаны уполномоченными должностными лицами, у конкурсной комиссии не было оснований сомневаться в их подлинности и достоверности содержащихся в них сведений.
У комиссии также не имелось оснований отклонять заявки участников по основанию не представления свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, поскольку работы по осуществлению технического освидетельствования лифта проводятся специализированными экспертными лабораториями, имеющими соответствующую лицензию органа технического надзора. Правом обращения в экспертную организацию обладает любое заинтересованное лицо.
Основанием к начислению конкурсной комиссией штрафных санкций послужило непредставление ООО "Рослифт" документов, подтверждающих фактическое исполнение заключенных договоров, а также данных о наличии квалифицированного персонала.
Представитель организатора конкурса и конкурсной комиссии также обратил внимание Комиссии на то, что конкурсная документация разработана в полном соответствии с Порядком о привлечении подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, утвержденным Постановлением губернатора Владимирской области от 15 июня 2011 года N 696.
В свою очередь, конкурсная комиссия при осуществлении действий по допуску к участию в конкурсе, а также по оценке и сопоставлению заявок не допускала нарушений порядка проведения торгов, установленного в конкурсной документации.
Исследовав предоставленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам. (см. текст в предыдущей редакции)
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде содействия реформированию) создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Целями деятельности Фонда содействия реформированию являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Согласно статье 20 Закона о Фонде содействия реформированию получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию субъектам Российской Федерации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств Фонда содействия реформированию, предоставлено право устанавливать Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Администрацией Владимирской области и Фондом содействия реформированию заключен договор от 19.05.2008 N 19-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях организации капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Владимира, а также для осуществления должного контроля за расходованием средств, направленных на реализацию адресной программы, в пределах прав установленных статьей 20 Закона о Фонде содействия реформированию, Постановлением губернатора от 15 июня 2011 года N 696 утвержден Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Порядок).
Порядком определено, что договоры на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемому с использованием субсидий, заключаются по результатам открытых конкурсов, а также установлены обязательные требования к порядку их проведения.
Таким образом, на территории города Владимира договоры на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемому с использованием субсидий, могут заключаться только по результатам открытых конкурсов, с соблюдением установленных Порядком процедур.
Пунктами 1.3.2, 1.3.3., 1.3.5 Порядка установлено, что в качестве заказчика, в числе прочих, может выступать выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация. К полномочиям заказчика отнесены: утверждение конкурсной документации по проведению открытого конкурса (далее - конкурсная документация), участие в формировании и работе конкурсных комиссий, а также заключение договора подряда с победителем конкурса.
Выполнение функций организатора конкурса может осуществляться непосредственно заказчиком при взаимодействии органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 1.6.1 и 1.7 Порядка разработка конкурсной документации относится к полномочиям организатора конкурса и должна осуществляться в соответствии с Типовой конкурсной документацией, установленной разделом IV Порядка.
Управляющей организацией, избранной собственниками помещений многоквартирного дома N 3б по ул. Тракторная г. Владимира, является ООО "Владстройконтакт".
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 3б по ул. Тракторная от 2 декабря 2011 года принято решение о проведении капитального ремонта лифтового оборудования дома на основе софинансирования за счет включения в адресную программу, а также утвержден состав, объем работ и сметная стоимость капитального ремонта лифта.
Постановлением Администрации города Владимира от 21.12.2011 N 4127 указанный многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Владимире в 2011-2012 годах"
В целях реализации муниципальной адресной программы и решения собственников, управляющей организацией ООО "Владстройконтакт" разработана и утверждена конкурсная документация, а также сформирован состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования.
Конкурсной документацией установлены требования к его участникам, а также составу, форме и порядку подачи заявок на участие в конкурсе.
Согласно пункту 3.1 конкурсной документации для участия в конкурсе участник подает заявку с приложением документов, в том числе:
- справка из налогового органа о размере задолженности участника по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний календарный год, полученная не позднее, чем за три месяца до даты подачи заявки (подпункт 3.1.10);
- копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией (при проведении работ, указанных в перечне, утвержденном приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624 (подпункт 3.1.10).
Пунктом 3.2. конкурсной документации указано, что представление поименованных документов является обязательным. Отсутствие в составе конкурсной заявки какого-либо документа или представление документов по формам, отличным от тех, что включены в конкурсную документацию, может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно названным методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
Таким образом, налоговым органов справка о состоянии расчетов с бюджетом может быть выдана как с использованием формы 39-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138, так и по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
В составе конкурсных заявок участниками конкурса были предоставлены справки, выданные Межрайонной ИФНС N 12 по Владимирской области:
ООО "Лифтовик" - справка N 28239 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15 февраля 2012 года по Форме N 39-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138;
ООО "Рослифт" - справка N 6615 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 16 февраля 2012, по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206;
ООО "Лифтер" - справка N 28148 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 6 февраля 2012 года по форме N 39-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138.
Учитывая, что участниками конкурса были предоставлены справки по формам, утвержденным приказами Федеральной налоговой службе России, Комиссия не усматривает в действиях конкурсной комиссии нарушений подпункта 3.1.10 пункта 3.1 и пункта 3.2 конкурсной документации.
Градостроительным кодексом РФ установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанные в перечне, утвержденном Министерством регионального развития, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (статья 52 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, к капитальному ремонту лифтового оборудования относятся две позиции: 23.2 - монтаж лифтов и 24.2 пусконаладочные работы лифтов.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности подлежит лицензированию.
Согласно перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляет Ростехнадзор.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов" установлено, что оценку соответствия в форме полного технического освидетельствования лифта проводит аккредитованная испытательная лаборатория (подпункт 3 пункта 16) (далее - Технический регламент).
Вышеуказанные нормы права позволяют сделать вывод о том, что для заключения договора капитального ремонта лифта и осуществления всего комплекса работ подрядной организации не требуется дополнительного лицензирования, поскольку техническое освидетельствование лифта может быть проведено на основе соответствующего договора со специально аккредитованной испытательной лабораторией, имеющей лицензию Ростехнадзора.
В составе конкурсных заявок участниками конкурса были предоставлены свидетельства саморегулируемых организаций "Объединение строителей Владимирской области", "Межрегиональное объединение лифтовых организаций", "Объединение инженеров строителей".
Из предоставленных свидетельств следует, что ООО "Лифтовик", ООО "Рослифт" и ООО "Лифтер" вправе осуществлять такие виды деятельности как монтаж лифтов и пусконаладочные работы лифтов.
Таким образом, все участники конкурса располагали необходимой разрешительной документацией для выполнения работ по замене лифтового оборудования и ремонту машинного помещения, являвшихся предметом договора капитального ремонта лифтового оборудования.
Учитывая вышеизложенное, также то, что в силу пункта 3 пункта 16 Технического регламента оценку соответствия в форме полного технического освидетельствования лифта проводит аккредитованная испытательная лаборатория, правом на обращение в которую в равной степени обладают все участники конкурса, Комиссия не усматривает в действиях конкурсной комиссии нарушений подпункта 3.1.11 пункта 3.1 и пункта 3.2 конкурсной документации.
Пунктом 6 Конкурсной документации в качестве критериев определения лучших условий для исполнения договора подряда капитального ремонта многоквартирного дома установлены:
- цена договора (60 баллов);
- срок выполнения работ (20 баллов);
- квалификация участника (20 баллов).
Оценка по критерию "квалификация участника" производится по четырем подкритериям, включая опыт работы (количество успешно завершенных объектов-аналогов за последний год) и квалификация персонала (наличие в штате квалифицированного инженерного персонала).
В зависимости от показателей подкритериев каждой заявке начисляются штрафные баллы, которые вычитаются из максимального количества баллов, установленного для данного критерия. Если количество штрафных баллов превышает 20, то участнику присваивается 0 баллов по критерию "квалификация участника".
Порядок начисления штрафных баллов по указанным подкритериям в конкурсной документации определен следующим образом:
- при отсутствии подтверждения 2-х успешно завершенных объектов или объектов-аналогов начисляются штрафные баллы в количестве равном 10;
- при отсутствии подтверждения наличия 2-х специалистов имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях в строительстве или ремонте начисляются штрафные баллы в количестве равном 10.
При этом под успешно завершенными объектами понимаются объекты капитального ремонта, превышение стоимости и сроков выполнения работ на которых составили не более 10% от первоначально установленных договором подряда, под объектом-аналогом понимается объект капитального ремонта, на котором участником были выполнены работы аналогичные тем, которые являются предметом конкурса, в объеме не менее 50% начальной (максимальной) цены договора отдельно по каждому виду работ, под квалифицированным инженерным персоналом понимаются работники, имеющие высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях в строительстве или ремонте не менее 5 лет.
Таким образом, участникам конкурса с целью недопущения начисления штрафных баллов необходимо было подтвердить не только заключение договоров подряда или их аналогов, но их надлежащее и своевременное исполнение.
Подтверждением надлежащего исполнения договора подряда в силу пункта 1 статьи 720 ГК РФ является составленный сторонами акт выполненных работ.
Согласно протоколу оценки заявок ООО "Рослифт" по подкритериям "опыт работы" и "квалификация персонала" в совокупности назначено 20 штрафных баллов.
Учитывая, что ООО "Рослифт" в составе заявки не представлено документов, подтверждающих исполнение договорных обязательств, а также доказательств наличия персонала по количественному составу и профессиональным качествам соответствующему требованиям, установленным в конкурсной документации, Комиссия не усматривает в действиях конкурсной комиссии, при начислении ООО "Рослифт" штрафных баллов по подкритериям "опыт работы" и "квалификация персонала", нарушений пункта 6 Порядка.
Комиссия также не усматривает нарушений и в действиях организатора торгов, выразившихся в указании в конкурсной документации конкретного производителя лифтового оборудования, поскольку сметная документация утверждалась управляющей организацией, представляющей интересы собственников многоквартирного дома, определивших своим решением сметную стоимость капитального ремонта лифта с учетом цен конкретного производителя.
Кроме того, Комиссия учитывает, что указание конкретного производителя, обусловлено необходимостью определения твердой цены договора, поскольку согласно пункту 1.2. договора стоимость работ увеличению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Жалобу ООО "Рослифт" на действия организатора конкурса ООО "Владстройконтакт" и конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора капитального ремонта лифтов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Тракторная, д. 3-б, признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Н.И. Шибаева |
Члены Комиссии: |
М.Б. Фильберт И.С. Денисенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 марта 2012 г. N К-110-03/2012
Текст решения официально опубликован не был