Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2012 г. N К03-253/11
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 1 февраля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Круглова Н.В. - заместитель руководителя Управления.
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Илларионов В.Л. - начальник юридического отдела;
рассмотрев дело N К03-253/11, возбужденное по признакам нарушения Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Ленсвет" (190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д.25, литера А) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию 2000 рекламных конструкций на имуществе предприятия (опорах наружного освещения), находящемся на территории Санкт-Петербурга (далее конкурс), установила:
Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО "Конкорд" (вх. N 15176 от 17.11.2011) на действия Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Ленсвет" (далее - СПб ГУП "Ленсвет", организатор конкурса), создавшего преимущественные условия для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, при проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию 2000 рекламных конструкций на имуществе предприятия (опорах наружного освещения), находящемся на территории Санкт-Петербурга. Аналогичное заявление ООО "Конкорд" поступило для рассмотрения в Санкт-Петербургское УФАС России (вх. N 16138 от 05.12.2011) из Прокуратуры Санкт-Петербурга.
В обоснование своей позиции ООО "Конкорд" приводит следующие доводы: в конкурсной документации СПб ГУП "Ленсвет" два из шести критериев оценки конкурсных заявок содержат положения, ограничивающие участие в конкурсе, а именно:
- опыт работы в сфере производства, установки и эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения (критерий N 2), оценивается в 200 баллов;
- срок работы на рынке размещения наружной рекламы на опорах наружного освещения (критерий N 3) оценивается в 250 баллов.
Основным видом деятельности ООО "Конкорд" является сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества (код по ОКВЭД - 70.20.2) среди дополнительных видов деятельности указана рекламная деятельность (код по ОКВЭД - 74.4). Согласно договору N 515 от 25.05.2011, заключенному по результатам торгов, ООО "Конкорд" установило и обслуживает три рекламных щита во Всеволожском районе Ленинградской области. ООО "Конкорд" указало на заинтересованность в выходе на рынок наружной рекламы Санкт-Петербурга, в том числе путем участия в торгах.
СПб ГУП "Ленсвет" предоставило объяснения (вх. N 447 от 17.01.12) причин установления критериев опыта и срока работ в сфере производства, установки и эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения: данные критерии являются ценообразующими. Общая цена договора определяется как произведение суммы ежемесячного платежа и срока, в течение которого рекламные конструкции (в период действия договора) были установлены.
По сообщению СПб ГУП "Ленсвет" (вх. N 546 от 18.01.2012), у предприятия в 2011 году находилось в эксплуатации 85224 опор наружного освещения.
В рамках рассмотрения дела К03-253/11 Санкт-Петербургским УФАС России направлен запрос в адрес СПб ГУП "Городской центр размещения рекламы" (далее - СПб ГУП "ГЦРР") о предоставлении информации:
об особенностях и отличиях установки и эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения в сравнении с рекламными конструкциями на иных рекламоносителях;
о перечне организаций (с указанием реквизитов), осуществлявших установку и эксплуатацию рекламных конструкций на опорах наружного освещения, в том числе на имуществе СПб ГУП "Ленсвет".
СПб ГУП "ГЦРР" письмом (вх. N 231 от 12.01.2012) сообщило, что деятельность по установке и эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения не имеет существенных особенностей и отличий от аналогичной деятельности на иных объектах. Установку и эксплуатацию рекламных конструкций на опорах наружного освещения, в т.ч. на имуществе СПб ГУП "Ленсвет", осуществляют две организации по договорам с СПб ГУП "ГЦРР" - ООО "Рекламное агентство "Точка опоры" - 756 рекламных конструкций, ООО "Рекламное агентство "Вертикаль" - 870 рекламных конструкций.
Рассмотрев материалы дела N К03-253/11, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила следующее.
Извещение о проведении конкурса опубликовано 14 октября 2011 года на официальном сайте СПб ГУП "Ленсвет". Конкурсную документацию утвердил первый заместитель директора СПб ГУП "Ленсвет".
В соответствии с конкурсной документацией минимальный ежемесячный платеж по договору составляет 220 тыс. руб. Договор заключается с победителем конкурса не позднее 10 календарных дней с даты подведения итогов конкурса. В соответствии с п. 2.2 проекта договора оплата производится организацией за каждый прошедший месяц, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным (оплачиваемым). В соответствии с п. 3.1.1. проекта договора право установки и эксплуатации рекламных конструкций сроком на 5 лет предоставляется организации со дня получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Договор не содержит положения о том, что оплата по нему начинает осуществляться с момента установки какого-либо количества рекламных конструкций (первой или двухтысячной). Таким образом, не подтвержден довод СПб ГУП "Ленсвет" о ценообразующем характере критериев оценки конкурсных предложений N 2, N 3, N 6.
Конкурсной документацией установлены требования к претендентам на участие в конкурсе, в том числе требование: "участник конкурса должен иметь опыт работы по производству, установке и эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения" (ч. 1 п. 1.2 Конкурсной документации).
В ч. 3 "Рассмотрение конкурсных заявок" Конкурсной документации указано, что "конкурсная заявка считается по существу не отвечающей требованиям, предусмотренным конкурсной документацией и претендент, подавший такую заявку, не может быть признан участником конкурса, если претендент не соответствует требованиям, предусмотренным п. 1.2 конкурсной документации".
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 23 ноября 2011 года на участие в конкурсе подано три заявки, которые допущены к участию в конкурсе. При этом, две организации из трех - ОАО "Художественно-производственное объединение (далее ОАО "ХПО") и ООО "Аверс" были допущены к участию в конкурсе в условиях отсутствия опыта по производству, установке и эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения, т.е. не соответствия установленным конкурсной документацией требованиям.
Представитель СПб ГУП "Ленсвет" пояснил, что таким образом была обеспечена конкуренция, так как ни одной из организаций, подавших заявки для участия в конкурсе, не было отказано в участии в конкурсе.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что указанные действия Комиссии по проведению конкурса противоречат требованиям конкурсной документации. Кроме того, иные хозяйствующие субъекты, в том числе ООО "Конкорд", не имеющие требуемого конкурсной документацией опыта и не располагающие информацией о том, что отсутствие опыта фактически не является основанием отклонения заявки и недопуска к участию в конкурсе, не подали свои заявки для участия в конкурсе и, таким образом, были лишены возможности участвовать в конкурсе.
В материалы дела N К03-253/11 представлена копия договора, с приложением адресной программы конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию 2000 рекламных конструкций на имуществе СПб ГУП "Ленсвет", находящемся на территории Санкт-Петербурга. Адресная программа включает 18 пунктов, в которых в качестве ориентира мест установки рекламных конструкций указано "опоры наружного освещения, установленные по краям пешеходных дорожек и проездов в дворовых территориях со стороны внутренних фасадов домов, расположенных в границах, образуемых..." и далее указаны территории кварталов, ограниченные улицами и проспектами Выборгского района Санкт-Петербурга. При этом не содержится конкретного указания о том, какое количество рекламных конструкций в каждом квартале предлагается установить победителю конкурса.
Данное обстоятельство делает неопределенной информацию о предмете конкурса и может воспрепятствовать получению разрешения на установку рекламных конструкций в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 N 904, в соответствии с которым необходимо получить согласования ряда исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В выдаче разрешения может быть отказано в случаях, если место, выбранное для установки рекламной конструкции, не соответствует предъявляемым действующим законодательством требованиям.
При этом, как следует из конкурсной документации, организатор конкурса не предоставляет участникам конкурса гарантий на то, что указанные им в адресной программе места для установки рекламных конструкций согласованы с разрешительными органами и, уплатив наибольшую цену, победитель конкурса сможет установить 2000 рекламных конструкций по всем адресам.
Такая "неопределенность" может создать преимущественные условия участия в конкурсе тем участникам, которые уже устанавливали рекламные конструкции на опорах наружного освещения СПб ГУП "Ленсвет".
Для оценки конкурсных заявок СПб ГУП "Ленсвет" ввел шесть критериев оценки конкурсных предложений участников конкурса и установил их балльную оценку (таблица N 1, п.п. 4.1, п. 4 конкурсной документации). Максимальное возможное количество баллов, которое может получить участник конкурса - 1000. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела те критерии, которые могут ограничить конкуренцию при участии в конкурсе.
Критерий N 2 -опыт работы в сфере производства, установки и эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения. Максимальный балл - 200, что составляет 20% от общего максимального количества баллов, которые могут быть присвоены участнику.
Критерий N 3 - срок работы на рынке размещения наружной рекламы на опорах наружного освещения. Максимальный балл - 250, что составляет 25% от общего максимального количества баллов, которые могут быть присвоены участнику.
Критерий N 6 - минимальный срок выполнения работ по производству и установке рекламных конструкций. Максимальный балл - 200, что составляет 20% от общего максимального количества баллов, которые могут быть присвоены участнику.
На указанные три критерия из шести в совокупности приходится 65% от общего максимального количества баллов, которые могут быть присвоены участнику конкурса.
Иные критерии, на которые в совокупности приходится 35% от общего максимального количества баллов:
- наличие финансовых средств, оборудования, собственной базы и другие материальные возможности, необходимые для исполнения договора (критерий N 4),
- квалификация участника (критерий N 5),
оцениваются по 50 баллов, и даже заявление наибольшей суммы ежемесячного платежа (критерий N 1), максимальный балл 250, не позволяет выиграть конкурс тем участникам, у которых отсутствует требуемый опыт (оценивается минимальным количеством баллов по критериям N 2, N 3, N 6).
Данный вывод подтверждается результатами конкурса.
Согласно итоговому протоколу от 23 ноября 2011 года конкурсные предложения участников конкурса оценены следующим образом.
Победителем по итогам конкурса признано ООО "Рекламное агентство "Точка Опоры".
Данные таблицы показывают, что критерии оценки N 2, N 3, N 6, по сути, оценивающие опыт установки рекламных конструкций на опорах наружного освещения, ограничивают участие в конкурсе хозяйствующих субъектов не только тех, которые выходят на рынок наружной рекламы Санкт-Петербурга, но и тех, которые являются участниками рынка наружной рекламы, в т.ч. Санкт-Петербурга, но не имеют опыта установки рекламных конструкций на опорах наружного освещения.
Несмотря на то, что ОАО "ХПО" является активными участником рынка наружной рекламы Санкт-Петербурга, имеющим опыт установки различных видов рекламных конструкций, предложив увеличение суммы ежемесячного платежа в 5 раз большее, чем победитель, но не имеющее опыта установки рекламных конструкций на опорах наружного освещения, не смогло набрать достаточное для победы количество баллов.
Применение СПб ГУП "Ленсвет" критериев N 2, N 3, N 6 в совокупности с их бальной оценкой, создало преимущественные условия участия в открытом конкурсе хозяйствующему субъекту - ООО "Рекламному агентству "Точка Опоры", уже имеющему договорные отношения с СПб ГУП "Ленсвет".
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что СПб ГУП "Ленсвет" в конкурсной документации не установило требования к максимально допустимому сроку производства и установки всех 2000 рекламных конструкций, что обозначило бы его потребность. Критерий N 6 не содержит указания, минимальный срок выполнения работ по производству и установке какого количества рекламных конструкций оценивается максимальным баллом (начало установки первой рекламной конструкции или установки всех 2000 конструкций), а также не указано, включает ли этот срок время, необходимое для получения разрешения на установку рекламной конструкции или нет.
Ни конкурсная документация, ни договор, заключаемый с победителем конкурса, не предусматривает последствия в виде расторжения договора и назначения новых торгов в случае невыполнения победителем конкурса продекларированных им в заявке минимальных сроков, которые являются критерием для определения победителя конкурса и установление которых позволило набрать такому участнику максимальное количество баллов и, возможно, победить. Оценка "реалистичности" предложений по срокам конкурсной документацией также не предусмотрена.
Отсутствие в конкурсной документации четкой информации о местах размещения рекламных конструкций, а также неопределенности по срокам выполнения работ по производству и установке рекламных конструкций на опорах наружного освещения, создает преимущество участия в конкурсе организациям, обладающим опытом работы и имеющим возможность предложить минимальный срок изготовления и установки рекламных конструкций. Создание преимущества участия в торгах отдельным хозяйствующим субъектам, является нарушением ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
При этом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что требование о наличии опыта по производству рекламных конструкция и введение критерия оценки опыта по производству рекламных конструкций не соответствует предмету конкурса - установка и эксплуатация рекламных конструкций.
По критерию N 2 (Таблица N 1, п.п. 4.1, п. 4 конкурсной документации) оценивается опыт работы. Опыт работы предполагается оценивать по наличию контрактов или иных договоров, предметом которых являлось производство, установка и эксплуатация рекламных конструкций именно на опорах наружного освещения.
Санкт-Петербургского УФАС России установила, что СПб ГУП "Ленсвет" владеет информацией о деятельности хозяйствующих субъектов, заключенных договорах (в т.ч. на производство, установку и эксплуатацию рекламных конструкций на опорах наружного освещения) и может создать отдельным хозяйствующим субъектам условия, способствующие победе в конкурсе, в данном случае путем введения критериев N 2 и N 3.
Так, в результате анализа заявок участников конкурса, выявлено, что у ООО "РА "Точка опоры" имеются согласованные в 2009 году проекты рекламных конструкций - световых консолей на опорах наружного освещения.
Кроме того, ООО "РА "Точка опоры" заключены следующие договоры:
- договор от 27.07.2007 с СПб "ГУП "Ленсвет" об оказании услуг в связи с размещением, эксплуатацией, ремонтом и профилактическому обслуживанию не световых рекламных консолей на опорах сети наружного освещения СПб ГУП "Ленсвет", который заключен в целях обеспечения реализации возможности размещения и эксплуатации средств наружной рекламы ООО "РА "Точка опоры" - заказчика не световых рекламных консолей на опорах сети наружного освещения СПб "ГУП "Ленсвет" - исполнителя.
- договор от 01.06.2010 N 333 (дополнительное соглашение от 01.03.2011) с СПб ГУП "ГЦРР", действующего от имени СПб ГУП "Ленсвет", в соответствии с которым СПб ГУП "ГЦРР" предоставило ООО "РА "Точка опоры" право пользования декоративными консолями для распространения информации, размещаемыми на объектах движимого имущества - опорах наружного освещения Лиговского, Владимирского, Литейного, Чернышевского проспектов.
- договоры с СПб ГУП "Ленсвет" N 015-11-РУ от 19.05.2011, N 016-11-РУ от 23.2011, N 020-11-РУ от 27.05.2011 и других аналогичных, в соответствии с которыми СПб ГУП "Ленсвет" (подрядчик) по поручению ООО "РА "Точка Опоры" (заказчика) выполняет работы по выдаче технических условий.
- 128 договоров с СПб ГУП "ГЦРР" на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в Санкт-Петербурга (размещение 542 рекламные конструкции на опорах наружного освещения).
Таким образом, на дату подготовки и проведения конкурса, ООО "РА "Точка опоры" взаимодействовало с СПб ГУП "Ленсвет", в том числе по вопросам эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения СПб ГУП "Ленсвет". В процессе указанного взаимодействия стороны могли оговаривать требования и условия конкурса, просчитать возможность и перспективы участия в конкурсе различных организаций, в том числе ООО "РА "Точка опоры".
Кроме того, на момент участия в конкурсе ООО "РА "Точка опоры" эксплуатировало 542 рекламные конструкции на опорах наружного освещения, а по сведениям СПб ГУП "ГЦРР" по состоянию на 01.01.2012 - 756 рекламные конструкции на опорах наружного освещения, что свидетельствует о возможном выполнении работ по установке рекламных конструкций ООО "РА "Точка опоры" на имуществе СПб ГУП "Ленсвет" до заключения договора по результатам конкурса.
По пояснениям представителя СПб ГУП "Ленсвет" договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с победителем конкурса ООО "РА "Точка Опоры" не заключен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать в действиях Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Ленсвет" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию 2000 рекламных конструкций на опорах наружного освещения, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании отдельным участникам конкурса (ООО "Рекламное агентство "Точка Опоры"), преимущественных условий участия в конкурсе путем установления в конкурсной документации требования о наличии опыта работы по производству, установке и эксплуатации рекламных конструкций на опорах наружного освещения, совокупности критериев оценки конкурсных предложений и их балльной оценке, что ограничило конкуренцию между участниками конкурса.
2. Выдать Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Ленсвет" предписание:
- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, для чего не заключать договор с ООО "Рекламное агентство "Точка Опоры" по результатам проведенного открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию 2000 рекламных конструкций на имуществе предприятия (опорах наружного освещения), находящемся на территории Санкт-Петербурга,
- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего впредь при проведении торгов исключить включение в документацию требований к участникам и критериев оценки заявок, создающих преимущественные условия участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам и нарушающих антимонопольное законодательство.
Председатель Комиссии |
Н.В. Круглова |
Члены Комиссии |
Е.И. Асташенкова |
|
В.Л. Илларионов |
Предписание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России от 18 января 2012 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Кругловой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Асташенковой Е.И. - и.о. начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Илларионова В.Л. - начальника юридического отдела, члена Комиссии;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 25 января 2012 года по делу N К03-253/11 о нарушении Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Ленсвет" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Ленсвет":
1. Устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем не заключения договора с ООО "Рекламное агентство "Точка Опоры" по результатам проведенного открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию 2000 рекламных конструкций на опорах наружного освещения, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.
2. Совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего впредь при проведении торгов исключить включение в документацию требований к участникам и критериев оценки заявок, создающих преимущественные условия участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам и нарушающих антимонопольное законодательство.
3. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок 20 февраля 2012 года с приложением подтверждающих документов.
Председатель Комиссии |
Н.В. Круглова |
Члены Комиссии |
Е.И. Асташенкова |
|
В.Л. Илларионов |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2012 г. N К03-253/11
Текст решения официально опубликован не был