В связи с Вашим обращением в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу об обучении школьников, чьи родители (законные представители) являются верующими христианами-адвентистами, в рамках шестидневной учебной недели и невозможности перехода на иные учебные планы Минобрнауки России сообщает.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
При этом нормы международного права устанавливают, что государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей по обеспечению условий на образование и обучение, которые соответствуют их собственным религиозным и философским убеждениям (ст. 2 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 г.); ст. 5 Конвенции ООН о борьбе с дискриминацией в области образования (принята в 1960 г., вступила в силу в 1962 г.).
Положения Конституции Российской Федерации и норм международного права в области образования и реализации прав на свободу совести и вероисповедания получили развитие в Законе Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон).
Законом установлено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений (пункт 4 статьи 50).
В соответствии с Законом родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении (статья 52).
Кроме того, граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа (пункт 3 статьи 50).
Законом закреплено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подбора и расстановке кадров, ведении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, текущего контроля успеваемости обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона (ст. 32).
При этом вопросы, связанные с выбором системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, в том числе основаниями для отчисления обучающихся, воспитанников должны быть отражены в уставе образовательного учреждения и правилах внутреннего распорядка (статья 13).
Исключение из образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, допускается по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения, только с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 7 статьи 19).
Вместе с тем, "Гигиеническим требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02" (далее -требования СанПиН), утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 ноября 2002 г. N 44, установлено, что образовательный процесс для обучающихся 2-11 классов может быть организован как в режиме 5-ти дневной, так и в режиме 6-дневной учебных недель, в зависимости от уровня образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями.
В соответствии с пунктом 2.9.17 требований СанПиН расписание уроков строится с учётом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся, приведенной в прилагаемых к СанПиН гигиенических требованиях к расписанию уроков. Указанными гигиеническими требованиями определено, что распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Требованиями СанПиН установлено, что расписание считается составленным неправильно, в случае если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
При этом образовательные учреждения обязаны, соблюдая требования СанПиН, а также учитывая права родителей (законных представителей) и их приоритет в воспитании своих детей (статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации), принимать во внимание пожелания родителей (законных представителей), в том числе при составлении расписания уроков в крайние дни недели (в том числе, в субботу).
В случае невозможности удовлетворения пожеланий родителей (законных представителей) образовательным учреждением, последние могут обратиться в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, к полномочиям которых Законом отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в целях обеспечения права на получение образования детьми в иных образовательных учреждениях, образовательный процесс которых организован в режиме 5-ти дневной учебной недели.
Учитывая право каждого на свободу совести и вероисповедания, "соблюдение субботы" не может трактоваться в качестве грубого нарушения устава образовательного учреждения, в том случае, если родители (законные представители) предприняли все необходимые и своевременные меры для согласования с образовательным учреждением индивидуального плана обучения ребёнка.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области образования и иными нормативными актами Российской Федерации предусмотрена возможность для родителей (законных представителей) обеспечить право на образование несовершеннолетних детей, независимо вероисповедания, национальной или расовой принадлежности.
|
М.В. Дулинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N МД-117-03 "Об обучении по субботам в общеобразовательных учреждениях"
Текст письма официально опубликован не был