Методические рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2012 г.
"Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих"
(одобрены Аппаратом Правительства РФ)
Настоящие методические рекомендации разработаны Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение подпункта "г" пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, в интересах федеральных государственных органов в целях повышения эффективности обучения федеральных государственных служащих по вопросам противодействия коррупции, а также обеспечения единых подходов к организации данного обучения.
Обучение федеральных государственных служащих направлено на повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, в связи с чем все более широкое распространение получает модель обучения, ориентированная как на получение обучающимися новых знаний, так и на умение применить их в практике прохождения федеральной государственной службы.
Обучение федеральных государственных служащих по образовательным программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной тематики должно быть практикоориентированным и обеспечивать получение федеральными государственными служащими:
знаний нормативно-правовой базы по противодействию коррупции, в том числе в части установления запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, требований к служебному поведению федеральных государственных служащих, последовательности действий государственного органа при выявлении правонарушений коррупционного характера, правовых и морально-этических аспектов противодействия коррупции;
навыков применения полученных знаний, включая способность оценить коррупционные риски в различных областях государственного управления, умение применить в практике государственного управления механизмы противодействия коррупции.
1. Правовая основа организации антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих
1.1. Правовую основу организации антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих составляют:
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих";
постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение";
нормативные правовые акты федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба и федеральная государственная служба иных видов, регламентирующие порядок обучения военнослужащих и государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной службы иных видов.
2. Общие положения
Размещение государственного заказа на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих осуществляется федеральными государственными органами в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (далее - образовательные учреждения) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Вместе с тем, в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и федеральная государственная служба иных видов (приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации"; приказ МВД России от 14 января 2005 г. N 22 "Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации") обучение военнослужащих и государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной службы иных видов, может также осуществляться в образовательных учреждениях, подведомственных Минобороны России, МВД России, иным федеральным государственным органам, реализующих соответствующие образовательные программы, с учетом специфики организации деятельности указанных федеральных государственных органов.
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам, в том числе программам дополнительного образования, подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях. Нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба и федеральная государственная служба иных видов, также устанавливается требование о наличии государственной аккредитации по соответствующим образовательным программам у образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дополнительного образования для федеральных государственных служащих, включая образовательные программы антикоррупционной тематики.
Порядок государственной аккредитации установлен Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций".
В соответствии с действующим законодательством финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с организацией обучения федеральных государственных служащих, осуществляется в следующем порядке:
а) в части, касающейся повышения квалификации федеральных государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, - в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделенных соответствующему федеральному государственному органу на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на соответствующий год;
б) в части, касающейся повышения квалификации федеральных государственных служащих, замещающих должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, - в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделенных соответствующему федеральному государственному органу на обеспечение его деятельности.
3. Рекомендуемые подходы к планированию федеральными государственными органами обучения федеральных государственных служащих по образовательным программам антикоррупционной тематики
Периодичность обучения по образовательным программам дополнительного профессионального образования, включая образовательные программы антикоррупционной тематики, устанавливается:
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ для федеральных государственных гражданских служащих;
нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба и федеральная государственная служба иных видов.
В целях реализации подпункта "ж" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации) о необходимости обеспечения усиления антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих, федеральным государственным органам рекомендуется включать разделы антикоррупционной тематики, подлежащие изучению, в требования ко всем образовательным программам дополнительного профессионального образования для федеральных государственных служащих при формировании задания для размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг.
Внедрение данного подхода к организации обучения федеральных государственных служащих позволит всем федеральным государственным служащим в рамках прохождения любой программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации в соответствии с требованиями о периодичности обучения освоить основные положения антикоррупционного законодательства, требований к антикоррупционному поведению при прохождении федеральной государственной службы и другие вопросы.
Вместе с тем, учитывая специфику служебных обязанностей, на обучение по образовательным программам антикоррупционной тематики рекомендуется направить независимо от срока прохождения предыдущего обучения:
1) федеральных государственных служащих подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также иных подразделений федеральных государственных органов, участвующих в противодействии коррупции;
2) членов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
3) федеральных государственных служащих, осуществляющих проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
4) федеральных государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе*(1), а также федеральных государственных служащих, замещающих руководящие должности федеральной государственной службы иных видов.
4. Методологические основы формирования образовательных программ для федеральных государственных служащих, в том числе образовательных программ антикоррупционной тематики
Образовательные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (от 73 до 144 часов), в том числе по антикоррупционной тематике, для федеральных государственных служащих рекомендуется формировать на модульной основе, позволяющей обеспечить структурирование учебной информации и содержания обучения, организацию работы с логически завершенными учебными блоками (модулями).
В целях повышения эффективности обучения образовательные учреждения проводят контрольные мероприятия по завершении освоения учебного плана в рамках каждого модуля.
При выборе образовательной программы для федеральных государственных служащих, в том числе образовательной программы антикоррупционной тематики, состоящей из отдельных типовых модулей, необходимо учитывать следующее:
- в структуре модуля цели обучения должны быть сформулированы в виде набора знаний, навыков и умений, которые приобретет федеральный государственный служащий в рамках данного модуля;
- методические материалы для освоения модуля должны содержать необходимую информацию, обеспечивающую возможность федеральному государственному служащему самостоятельно освоить данный модуль, используя его полностью или выбирая из него фрагменты в соответствии со своими образовательными потребностями.
Вместе с тем, при обучении федеральных государственных служащих по образовательным программам краткосрочного повышения квалификации (от 18 до 72 часов), имеющим, как правило, узкоспециализированный характер, использование модульного построения образовательных программ представляется нецелесообразным.
______________________________
*(1) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих" повышение квалификации федеральных государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе, организует Минздравсоцразвития России
*(2) Подготовлено с учетом аналитических материалов, подготовленных по заданию Минздравсоцразвития России Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
*(3) Подготовлено с учетом типовой учебной программы обучения независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготовленной Государственным научным учреждением "Государственный научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты Российской Федерации" во взаимодействии с Федеральным государственными образовательным учреждением высшего профессионального образования "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации"
*(4) Подготовлено с учетом программы повышения квалификации "Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений", разработанной Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минздравсоцразвития России разработало методические рекомендации о том, как организовывать антикоррупционное обучение федеральных госслужащих.
Обучение должно ориентироваться на практику. Необходимо, чтобы госслужащие получили знания нормативно-правовой базы по противодействию коррупции и навыки их применения.
Задание для размещения госзаказа на оказание образовательных услуг нужно формировать с учетом следующего. Разделы антикоррупционной тематики рекомендуется включать в требования ко всем программам дополнительного профессионального образования для федеральных госслужащих.
Определены категории госслужащих, которых следует направлять на обучение по программам антикоррупционной тематики независимо от срока прохождения предыдущего обучения.
Программы переподготовки и повышения квалификации (73-144 часа), в т. ч. по антикоррупционной тематике, рекомендуется формировать на модульной основе. Что касается программ краткосрочного повышения квалификации (18-72 часа), то использовать модульное построение нецелесообразно.
Определено содержание разделов антикоррупционной тематики. Всего их 9. В учебные планы программ краткосрочного повышения квалификации рекомендуется включать только 3 из них (природа коррупции как социального явления; правовые основы противодействия ей; статус федерального госслужащего и соблюдение им требований к служебному поведению).
Приведены примерные перечни модулей, рекомендованных для освоения некоторыми госслужащими.
Методические рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2012 г. "Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих" (одобрены Аппаратом Правительства РФ)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был