Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 мая 2012 г. N 03-03-06/1/238
Вопрос: Управляющая организация на основании договора управления, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, осуществляет оказание потребителям услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Для оказания данных услуг управляющая организация намерена заключить со специализированной организацией договор оказания услуг на вывоз твердых бытовых отходов.
По условиям договора исполнитель принимает на себя обязанности по выплате заказчику премии в случае выполнения заказчиком определенных условий договора: оплата заказчиком стоимости оказанных услуг ранее срока, предусмотренного договором; привлечение исполнителя на дополнительные объемы услуг (вывоз крупногабаритного, строительного мусора).
Условия выплаты премии, порядок расчета премии, а также порядок документального оформления возникновения обязанности исполнителя по выплате премии будут определены договором, заключенным сторонами.
1. Вправе ли исполнитель по договору оказания услуг на вывоз твердых бытовых отходов учесть в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль затраты по выплате премий за выполнение заказчиком определенных договором условий?
2. На каком основании исполнитель вправе учесть в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль затраты по выплате премий по договору оказания услуг в соответствии с подп. 19.1 п. 1 ст. 265 или подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ?
3. Как должен быть классифицирован данный вид дохода в налоговом учете заказчика?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на выплату премий (скидок) и сообщает следующее.
В соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
Согласно подпункту 19.1 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. На основании пункта 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В пункте 1 статьи 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности другие обоснованные расходы.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 мая 2012 г. N 03-03-06/1/238
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 29 мая - 4 июня 2012 г. N 21