Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 мая 2012 г. N 03-03-06/4/31
Вопрос: 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" N 193-ФЗ от 27 июля 2010 года (далее - Закон о медиации).
1. Как должно осуществляться налогообложение организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации?
2. Как должно осуществляться налогообложение деятельности в связи с расходами юридического или физического лица, связанными с проведением и/или обеспечением процедуры медиации? Как такие расходы влияют на создание налоговой базы по налогу на прибыль и другим налогам?
3. Какой статус в целях налогообложения будет иметь медиативное соглашение сторон. Как налоговые органы будут квалифицировать данный тип соглашения? Какова специфика налогообложения медиативного соглашения по сравнению с мировым соглашением? Медиативное соглашение может быть заключено в суде и утверждено в качестве мирового соглашения, но может быть заключено сторонами вне суда.
4. Также возникает вопрос о выплатах социальных взносов в случаях, если к услугам медиатора обращается юридическое лицо. Будут ли на суммы вознаграждений начисляться страховые взносы? И будет ли юридическое лицо выполнять функции налогового агента?
5. Каким образом будут расцениваться средства, используемые субъектом хозяйственной деятельности на оплату процедуры медиации? Являются ли суммы, затраченные юридическим лицом, на оплату процедуру медиации, основанием для снижения налогооблагаемой базы? Могут ли рассматриваться эти суммы как расходная часть?
6. Отдельно просим прояснить налогообложение страховых выплат, осуществляемых на основании медиативного соглашения, заключенного сторонами после отказа страховой компании в выплате страховки, обоснованной формальными правовыми причинами, если в результате медиации стороны договариваются о частичной или полной выплате. Как эти средства будут расценены налоговой службой?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
По вопросу N 1 обращения.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) для физических лиц - медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ), особенности налогообложения в части осуществления медиативных услуг не предусмотрены.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исходя из изложенного, реализация услуг организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, будет подлежать обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Доходы, получаемые организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, подлежат обложению налогом на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. При определении налоговой базы не учитываются доходы, закрытый перечень которых приведен в статье 251 НК РФ.
Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
По вопросам N 2 и N 5 обращения.
Согласно статье 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые должны быть экономически оправданы.
Кроме того, указанной статьей предусмотрено, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2012 N 384-О-О, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для того, чтобы расходы налогоплательщика на оплату услуг медиатора были учтены в целях налогообложения, обращение налогоплательщика к услугам медиатора должно быть обусловлено получением какой-либо экономической выгоды, например, возможностью избежания судебных расходов, в случае отсутствия необходимости обращения в суд после разрешения спора с участием медиатора. Однако согласно части 3 статьи 7 Федерального закона N 193-ФЗ наличие соглашения о проведении процедуры медиации и проведение в соответствии с ним этой процедуры не являются препятствием для обращения в суд, в том числе без учета положений медиативного соглашения. Кроме того, согласно положениям части 2 статьи 12 Федерального закона N 193-ФЗ исполнение медиативного соглашения производится на принципах добровольности и добросовестности сторон. Таким образом, возможность учета расходов по оплате налогоплательщиком услуг медиатора зависит от соответствия таких затрат критериям статьи 252 НК РФ.
По вопросу N 3 обращения.
Следует учесть, что медиативное соглашение, как и мировое, не является объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ, а также в соответствии с положениями части второй НК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 193-ФЗ медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения. Таким образом, в данном случае расходы, понесенные сторонами на проведение процедуры медиации, могут быть отнесены к судебным расходам, а расходы стороны, которая имеет обязательство перед другой стороной по мировому соглашению, - к расходам в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, а также к расходам на возмещение причиненного ущерба. Указанные расходы учитываются в целях налогообложения в соответствии со статьями 265, 346.5, 346.16 НК РФ.
В случае заключения медиативного соглашения до возбуждения судом производства по делу в силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 193-ФЗ медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку. Таким образом, вышеуказанные статьи НК РФ, которые позволяют учесть расходы на мировое соглашение в целях налогообложения, не могут быть автоматически применимы к расходам, связанным с заключением медиативного соглашения.
По вопросу N 4 обращения.
Вопрос уплаты страховых взносов в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, относится к компетенции Минздравсоцразвития России.
Вместе с тем полагаем возможным отметить, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. При этом каких-либо особенностей для организаций, производящих выплаты медиаторам за оказанные услуги, указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Также в силу пункта 1 статьи 226 НК РФ указанные юридические лица являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц.
По вопросу N 6 обращения.
Учитывая положения статей 929, 937 и 947 Гражданского кодекса Российской Федерации, страховое возмещение (страховая выплата) осуществляется на основании договора страхования. Налогообложение страховых выплат осуществляется в порядке, установленном НК РФ, а именно в соответствии со статьей 213 НК РФ для налога на доходы физических лиц, с учетом статей 250 и 251 НК РФ для налога на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 мая 2012 г. N 03-03-06/4/31
Текст письма официально опубликован не был