Проект федерального закона
"О зерновых товарных складах общего пользования"
Текст проекта размещен на официальном сайте Минэкономразвития РФ 4 мая 2012 г.
В настоящее время документ не внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Президент Российской Федерации |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования"
Проект федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования" (далее - законопроект) разработан в соответствии с Планом организации законопроектных работ Минсельхоза России в 2011 году, утвержденным распоряжением Минсельхоза России от 11 января 2011 г. N 1-р.
Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации об оказании услуг по складскому хранению и обороту складских свидетельств с целью достижения основных целей государственной аграрной политики, закрепленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в частности для формирования эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития инфраструктуры этого рынка, повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечения качества российских продовольственных товаров, создания благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиций в сфере сельского хозяйства.
Законопроект вводит правовые нормы, регулирующие функционирование саморегулируемых организаций в сфере деятельности по складскому хранению зерна.
Необходимость законодательного установления правил саморегулирования в данной отрасли продиктована отсутствием установленных законодательством Российской Федерации требований к организации и технологиям хранения зерна, а также недостаточным уровнем развития института добровольной сертификации оказания услуг по хранению зерна. На практике это проводит к тому, что только около 20 процентов зерновых товарных складов, осуществляющих хранение зерна интервенционного фонда Российской Федерации, участвуют в системах стандартизации и улучшения качества оказываемых ими услуг, которые создаются и развиваются в рамках объединений участников зернового рынка.
В результате некачественного оказания услуг по хранению зерна создается высокий риск причинения ущерба как непосредственно поклажедателям зерна, так и его потребителям, что негативно отражается на уровне продовольственной безопасности Российской Федерации в целом. Подобная ситуация вызвана также отсутствием механизма коллективной ответственности субъектов предпринимательской деятельности за качество предоставляемых услуг по публичному складскому хранению.
В зарубежных странах институт зерновых товарных складов общего пользования и их имущественной ответственности перед держателями зерновых расписок (складских свидетельств на зерно) имеет широкое распространение. Основными вариантами обеспечения имущественной ответственности являются создание гарантийных (компенсационных) фондов и страхование гражданской ответственности зерновых товарных складов общего пользования.
Например, в Республике Казахстан согласно Закону Республики Казахстан от 19 января 2001 г. N 143 "О зерне" деятельность хлебоприемных предприятий подлежит обязательному лицензированию. В стране был создан Фонд гарантированного исполнения обязательств по зерновым распискам - АО "КазАгроГарант". При наступлении гарантийного случая Фонд производит возмещение убытков держателям зерновых расписок в размере не менее 80% от стоимости зерна, недостача которого выявлена у хлебоприемного предприятия. В качестве альтернативного варианта обеспечения имущественной ответственности предусмотрена возможность осуществления страхования гражданской ответственности хлебоприемного предприятия.
Реализация вышеуказанных мер позволила увеличить размер кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей этой страны за период с 2001 по 2010 годы на сумму более 340 миллиардов тенге (около 69 миллиардов рублей).
Несмотря на то, что Гражданский кодекс Российской Федерации регламентирует правила оказания услуг по складскому хранению, порядок выдачи, обращения и погашения складских документов, более активному развитию системы кредитования под залог складских документов на зерно, а также улучшению качества услуг по складскому хранению зерна, предоставляемых зерновыми товарными складами (элеваторами, хлебоприемными предприятиями и т.д.), препятствует отсутствие детальной регламентации деятельности зерновых товарных складов общего пользования, в том числе по выдаче, обращению и погашению складских документов на зерно, с учетом специфики зерновой отрасли.
В целях решения вышеуказанных проблем законопроектом предлагается ввести нормы, способствующие развитию института саморегулирования в сфере деятельности зерновых товарных складов общего пользования, стандартизации услуг по хранению зерна; требования, повышающие финансовую и экономическую устойчивость зерновых товарных складов общего пользования, а также обязательность участия зерновых товарных складов общего пользования в саморегулируемых организациях.
В качестве одного из условий приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования законопроектом закрепляется объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее пятидесяти юридических лиц, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и оказывающих связанные с хранением услуги, что составляет около 5% зерновых товарных складов от их общего количества в стране на сегодняшний момент.
Предъявление вышеуказанного требования позволит обеспечить создание крупных и надежных компенсационных фондов в рамках саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования, что будет способствовать повышению уровня защищенности поклажедателей зерна, держателей складских документов на зерно от неисполнения или ненадлежащего исполнения зерновыми товарными складами общего пользования своих обязательств перед ними.
Кроме того, законопроектом предусматривается введение механизма создания компенсационных фондов саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования, средства которых должны будут направляться на осуществление компенсационных выплат при наступлении факта утраты зерна, принятого на хранение зерновым товарным складом общего пользования, или утраты потребительских свойств зерна, приведшей к снижению товарной стоимости зерна или состоянию, не пригодному для использования зерна по назначению.
При этом законопроект регламентирует особый порядок определения размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования в зависимости от размера емкости (вместимости) зернохранилища.
В целях стимулирования банков и иных кредитных учреждений к увеличению объема кредитования производителей зерна, повышения ликвидности складских документов на зерно как финансовых инструментов законопроект вводит внесудебный порядок осуществления выплат из компенсационных фондов саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования с указанием четких сроков, оснований и порядка осуществления выплат поклажедателям зерна, держателям складских документов на зерно в случае причинения им зерновым товарным складом общего пользования ущерба.
Для обеспечения защиты прав поклажедателей зерна, держателей складских документов на зерно, определения размера взносов членов саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования, подлежащих уплате в компенсационный фонд саморегулируемой организации, а также для обеспечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти достоверной и оперативной информацией о состоянии внутреннего рынка в сфере публичного хранения зерна законопроект устанавливает правовые основы создания и эксплуатации автоматизированных информационных систем в сфере публичного хранения зерна.
Операторами автоматизированных информационных систем в сфере публичного хранения зерна будут являться саморегулируемые организации зерновых товарных складов общего пользования, информация в вышеуказанные системы будет автоматически поступать от зерновых товарных складов общего пользования при выдаче или погашении ими складских документов на зерно.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации будет являться пользователем автоматизированной информационный системы в сфере публичного хранения зерна, что позволит осуществлять мониторинг внутреннего рынка в сфере публичного хранения зерна, в том числе формировать отчетность о балансе принятого на хранение зерна по всем зерновым товарным складам общего пользования.
Наличие доступа в режиме реального времени к вышеуказанной информации будет способствовать более правильному принятию решений органами государственной власти и управления, особенно в периоды засухи, наводнений, иных неблагоприятных погодных и климатических явлений.
В целях повышения ликвидности складских документов на зерно, выдаваемых зерновыми товарными складами общего пользования, законопроектом регламентируется внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное зерно, в том числе:
- включение в двойное складское свидетельство на зерно сведений, позволяющих по соглашению между залогодателем зерна и залогодержателем использовать предусмотренный законодательством о залоге внесудебный порядок реализации зерна;
- срок для обязательного направления залогодателю и зерновому товарному складу общего пользования уведомления о начале процедуры обращения взыскания на заложенное зерно.
Для повышения уровня контроля за деятельностью зерновых товарных складов общего пользования законопроект детально регламентирует права и обязанности инспекторов контрольных комитетов саморегулируемых организаций зерновых товарных складов при проведении проверок зерновых товарных складов общего пользования, а также полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, при взаимодействии с зерновыми товарными складами общего пользования и их саморегулируемыми организациями.
В целях защиты прав поклажедателей зерна, держателей складских свидетельств на зерно законопроектом устанавливаются положения, определяющие особенности перехода права собственности (оперативного управления, хозяйственного ведения) на зернохранилище, реорганизации и ликвидации зернового товарного склада общего пользования, а также требования к складским документам на зерно, в том числе в форме электронного документа, правила их выдачи, обращения и погашения.
Закрепление на законодательном уровне правовых норм, изложенных в законопроекте, приведет к унификации и гармонизации российского и международного законодательства, прежде всего, законодательства стран, входящих в состав Таможенного Союза, что будет способствовать созданию благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и координации усилий государств-членов Таможенного Союза по повышению доходности сельскохозяйственного производства.
Принятие федерального закона по вопросу правового регулирования деятельности зерновых товарных складов общего пользования позволит создать единую правовую, экономическую и организационную базу для развития рынка услуг по складскому хранению зерна и расширит возможности кредитования производителей зерна под залог складских свидетельств на зерно на основе общих правил и принципов, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования"
Реализация проекта федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Выполнение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, функций, предусмотренных в рамках законопроекта (статьи 6, 7, 23, 33, 34), в том числе функций по ведению государственных реестров зерновых товарных складов общего пользования, саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования, контролю (надзору) за исполнением зерновыми товарными складами общего пользования положений законопроекта, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования, будет осуществляться в пределах существующих разграничений полномочий, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации", и не потребует увеличения штатной численности Минсельхоза России.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования"
Наименование проекта федерального закона |
Обоснование необходимости подготовки |
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования". |
В связи с принятием федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования" необходимо внести изменения в: Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления размеров государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр зерновых товарных складов общего пользования, за выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр зерновых товарных складов общего пользования взамен утраченного или пришедшего в негодность, за выдачу простого складского свидетельства на зерно, за выдачу двойного складского свидетельства на зерно, за выдачу складской квитанции на зерно; - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ в части установления ответственности за нарушение зерновым товарным складом общего пользования обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о зерновых товарных складах общего пользования; - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в части закрепления порядка хранения зерна, приобретаемого у сельскохозяйственных производителей в процессе проведения закупочных интервенций или залоговых операций. |
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Сведения об исполнителях |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" |
в соответствии с п. 32 Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 389 |
Минсельхоз России Минэкономразвития России ФАС России |
|
2. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. N 580". |
ч. 2, ст. 5 законопроекта |
в соответствии с п. 32 Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 389 |
Минсельхоз России Минэкономразвития России Минфин России ФАС России |
3. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере деятельности зерновых товарных складов общего пользования |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
|
4. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "О порядке ведения реестра саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования" |
п. 3, ч. 2, ст. 31 законопроекта |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
5. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении порядка перехода прав на электронные складские документы на зерно, требований к защите реестра складских и электронных складских документов на зерно, форм электронных складских документов на зерно, порядок их выпуска, передачи обременения и погашения". |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
|
6. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении форм бланков складских документов на зерно, требований к их защите от подделки, порядка их выпуска, приобретения, хранения, обращения и уничтожения, порядка ведения государственного реестра бланков складских документов на зерно" |
ч. 8, ст. 15 законопроекта |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
7. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении типового публичного договора складского хранения зерна" |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
|
8. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении типового регламента зернового товарного склада общего пользования" |
п. 2, ч. 2, ст. 31 законопроекта |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
9. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении требований к техническим средствам, программному обеспечению, средствам защиты информации (в том числе от несанкционированного доступа), используемым при эксплуатации автоматизированных информационных систем в сфере публичного хранения зерна и передаче зерновым товарным складом общего пользования информации, а также порядка информационного обмена между операторами и пользователями автоматизированных информационных систем в сфере публичного хранения зерна" |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
|
10. |
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении максимального уровня цен на оборудование и программно-аппаратные средства, обеспечивающие регистрацию складских документов на зерно и передачу в автоматическом режиме информации, содержащейся в складском документе на зерно (электронном складском документе на зерно), в автоматизированную информационную систему в сфере публичного хранения зерна а также на оказание услуг по установке, подключению и использованию указанных оборудования и программно-аппаратных средств" |
ч. 5 ст. 25 законопроекта |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
11. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об установлении уровня взноса членов саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования на одну тонну емкости (вместимости) зернохранилища, а также максимального уровня ежегодного целевого взноса члена саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования" |
ч. 2, ст. 26 законопроекта |
в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона |
Минсельхоз России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.