Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 октября 2011 г. N 03-05-04-03/71
В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Федеральный закон N 156-ФЗ) имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией учредителям. Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются (статьи 10 и 11 Федерального закона N 156-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. При этом в силу статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона N 156-ФЗ паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
При передаче учредителем доверительного управления недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в состав паевого инвестиционного фонда право собственности учредителя доверительного управления на передаваемое имущество прекращается. На недвижимое имущество, переданное учредителем доверительного управления в состав паевого инвестиционного фонда, возникает право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (пункт 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 11 Федерального закона N 156-ФЗ).
При этом владельцами инвестиционных паев могут являться как физические лица, так и организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
При государственной регистрации перехода права в общую долевую собственность недвижимого имущества плательщиком государственной пошлины признается каждое физическое и (или) юридическое лицо в чью собственность переходит право общей долевой собственности на это недвижимое имущество.
Однако при государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров, принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности, т.е. содержится обезличенная информация о владельцах инвестиционных паев.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 156 установлено, что инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
Согласно пункту 5 указанной статьи Федерального закона N 156 инвестиционные паи свободно обращаются по окончании формирования паевого инвестиционного фонда.
В связи с этим определение владельцев паев на момент осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, становится весьма затруднительным.
При этом в пункте 4 статьи 24 Федерального закона N 122-ФЗ указывается, что заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.
Учитывая неопределенность норм Кодекса по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, договоров об отчуждении недвижимого имущества владельцев инвестиционных паев Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 333.33 Кодекса дополнен подпунктом 22.1, предусматривающим установление единого размера государственной пошлины за государственную регистрацию вышеуказанных прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда вне зависимости от вида недвижимого имущества и количества владельцев инвестиционных паев. При этом каких либо исключений данный подпункт пункта 1 статьи 333.33 Кодекса не содержит.
Согласно подпункту 22.1 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, уплачивается в размере 15 000 рублей.
На основании подпункта 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, уплачивается государственная пошлина в размере 100 рублей.
Однако, в подпункте 22.1 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса в отличие от подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса отсутствует отсылка о том, что он не применяется в отношении государственной регистрации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.
Следовательно, норма подпункта 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса на государственную регистрацию прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в составе паевого инвестиционного фонда, не распространяется.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В НК РФ установлен единый размер госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость, находящуюся в составе паевого инвестиционного фонда (ПИФа). Она составляет 15 000 руб. Размер госпошлины не зависит от вида недвижимости и количества владельцев инвестиционных паев.
При этом НК РФ не предусматривает, что данная госпошлина не применяется при госрегистрации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, входящих в состав ПИФа.
За госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на сельскохозяйственные земельные участки, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, уплачивается госпошлина в размере 100 руб. Приведенная норма не распространяется на госрегистрацию прав на сельскохозяйственные участки, находящиеся в составе ПИФа.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 октября 2011 г. N 03-05-04-03/71
Текст письма официально опубликован не был