Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 ноября 2011 г. N 03-07-05/38
В связи с письмом по вопросу оформления банком счетов-фактур при оказании физическим лицам посреднических услуг, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пункту 3 статьи 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
В то же время главой 21 Кодекса установлен перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), при осуществлении которых налогоплательщики освобождены от обязанности по составлению счетов-фактур.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 169 Кодекса счета-фактуры не составляются при осуществлении банками операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), а также операций по реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг).
Кроме того, пунктом 7 статьи 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 статьи 168 Кодекса, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Иных случаев освобождения налогоплательщиков налога на добавленную стоимость от обязанностей по составлению счетов-фактур при реализации ими товаров (работ, услуг) покупателям, в том числе физическим лицам, главой 21 Кодекса не установлено.
Таким образом, при оказании физическим лицам посреднических услуг за наличный расчет банк вправе не выставлять счета-фактуры по этим услугам в случае выдачи физическим лицам кассового чека или иного документа установленной формы.
Что касается счетов-фактур при оказании физическим лицам посреднических услуг, оплачиваемых в безналичном порядке, то согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Поскольку физические лица налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются и этот налог к вычету не принимают, счета-фактуры по оплачиваемым физическими лицами в безналичном порядке посредническим услугам, оказываемым банком на основании договоров, предусматривающих особенности, связанные с непрерывным долгосрочным оказанием этих услуг в адрес одного и того же физического лица, по нашему мнению, возможно составлять в одном экземпляре по итогам налогового периода.
В отношении хранения выставленных счетов-фактур сообщаем, что согласно пункту 1 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, (далее - Правила) продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры. При этом пунктом 6 Правил предусмотрено, что журналы учета выставленных счетов-фактур должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы. В связи с этим бланки вторых экземпляров счетов-фактур, выставленных физическим лицам, должны храниться в журнале учета выставленных счетов-фактур.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.