Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 мая 2012 г. N 03-03-06/3/7
Вопрос: ЗАО осуществляет деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ страховые медицинские организации и территориальные фонды являются участниками обязательного медицинского страхования.
Свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация осуществляет на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного с территориальным фондом ОМС (п. 7 ст. 14 Закона). Типовая форма договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1030н. В п. 9 типовой формы договора предусмотрено, что при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно приложению N 3 к Договору.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Налогового Кодекса РФ в состав внереализационных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, включаются расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Учитывая изложенное, просим Bac разъяснить, правильно ли ЗАО понимает, что расходы страховой организации в виде санкций, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, учитываются страховой организацией в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией.
Пунктом 9 Формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н, установлено, что при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Однако при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций (пункт 2 статьи 270 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 326-ФЗ определено, что территориальными фондами признаются некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Таким образом, штраф, уплаченный страховой медицинской организацией территориальному фонду в силу договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, не может быть учтен страховой медицинской организацией для целей налогообложения.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что страховая медорганизация не может учесть при налогообложении прибыли штраф, уплаченный территориальному фонду в силу договора о финансовом обеспечении ОМС.
Дело в том, что согласно НК РФ расходы в виде штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также взимаемых госорганизациями, которым предоставлено право их налагать, при определении налоговой базы не учитываются.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 мая 2012 г. N 03-03-06/3/7
Текст письма официально опубликован не был