1. В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступило обращение от государственного заказчика о разъяснении применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) по вопросу предоставления в составе заявке на участие в конкурсе выписки из ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа.
Содержание заявки на участие в конкурсе установлено частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.п. "б" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа при подаче заявки на участие в конкурсе должен представить в составе своей заявки полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса.
Вместе с тем, заявка на участие в конкурсе в форме электронного документа подразумевает подпись электронной цифровой подписью участника размещения заказа, подавшего такую заявку.
Таким образом, ФАС России считает, что в целях соблюдения подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен представить в составе заявки на участие в конкурсе в форме электронного документа копию оригинала выписки из единого государственного реестра юридических лиц или копию нотариально заверенной копии такой выписки, подписанную электронной цифровой подписью участника размещения заказа, что будет означать исполнение данным участником размещения заказа указанных требований Закона о размещении заказов.
2. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении применения норм Закона о размещении заказа по вопросу предоставления участником размещения заказа недостоверных сведений в составе заявки и сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме. В соответствии с частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения аукциона в электронной форме оператор электронной площадки обязан направить заказчику, в уполномоченный орган, в том числе документы участников аукциона в электронной форме предусмотренные пунктами 5 и 7 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, а именно копии учредительных документов, копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах в электронной форме) в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов, и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 10 статьи 41.3 Закона о размещении заказов в случае внесения изменений в документы и сведения, предусмотренные частью 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов, в том числе учредительные документы, замены или прекращения действия указанных документов такой участник размещения заказа обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и сведения, уведомление о прекращении действия указанных документов для внесения их в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Частью 11 статьи 41.3 Закона о размещении заказов установлено, что ответственность за действия, совершенные на основании документов и сведений, представляемых в соответствии с частью 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов, за замену или прекращение действия указанных документов несет участник размещения заказа, представивший такие документы и сведения.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о размещении заказов в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, заказчик, уполномоченный орган, аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в аукционе на любом этапе его проведения.
3. ФАС России рассмотрел обращение муниципального заказчика о разъяснении норм Закона о размещении заказов в части отбора финансовых организаций и сообщает.
Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В частности, предоставление кредитов исключено из закрытого перечня финансовых услуг, для получения которых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам необходимо осуществлять отбор финансовых организаций.
Таким образом, в настоящий момент в Законе о защите конкуренции не установлена обязанность для органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить торги для заключения договора на оказание услуг по предоставлению кредита.
Одновременно, обращаем внимание, что такая обязанность установлена в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов. Случаи, в которых размещение заказа возможно без проведения торгов, установлены статьей 55 Закона о размещении заказов. При этом решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов (часть 3 статьи 10 Закона о размещении заказов).
Учитывая изложенное, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях заключения договоров на предоставление кредита, должны руководствоваться требованиями Закона о размещении заказов.
Одновременно, обращаем внимание, что статьей 18 Закона о защите конкуренции установлена обязанность, в том числе для органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить торги на получение услуг по открытию, ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по ним.
Таким образом, в случае, если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации планируют заключить договор с кредитной организацией не только на получение кредита, но и на открытие соответствующего счета в данной организации, то им необходимо провести торги вне зависимости от суммы сделки в соответствии с положениями статьи 18 Закона о защите конкуренции.
4. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части включения участника в реестр недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением контракта и сообщает следующее.
В соответствии с частью 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с положениями Закона о размещении заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. В данном случае, согласно части 2 статьи 29 Закона о размещении заказов таким участником размещения заказа является участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.
Контракт заключается с указанным участником конкурса на условиях, предусмотренных частью 3 статьи 29 Закона о размещении заказов.
Таким образом, заказчик вправе заключить государственный контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в случае, если государственный контракт с победителем конкурса был расторгнут по соглашению сторон или по решению суда в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по такому контракту.
Вместе с тем, ФАС России сообщает, что если до расторжения контракта исполнителем частично исполнены обязательства по такому контракту, согласно части 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении нового контракта объем оказываемых услуг должен быть уменьшен с учетом количества оказанных услуг по ранее заключенному контракту с победителем конкурса. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально объему оказанных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о размещении заказов в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.
Таким образом, в случае расторжения государственного контракта по соглашению сторон Заказчиком не направляются сведения об участнике размещения заказа, с которым расторгается контракт, в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые вопросы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Так, по мнению ФАС России, в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме следует представить копию оригинала выписки из ЕГРЮЛ (ее нотариально заверенной копии), подписанную ЭЦП участника размещения заказа. Это будет означать, что такой участник исполнил требование Закона о госзакупках.
Закон о защите конкуренции обязывает в т. ч. органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления проводить торги на получение услуг по открытию, ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по ним.
Следовательно, если региональные органы планируют заключить договор с кредитной организацией и на получение кредита, и на открытие соответствующего счета в таковой, то им необходимо провести торги вне зависимости от суммы сделки.
Заказчик вправе заключить госконтракт с участником конкурса, заявке которого присвоен 2-й номер, если контракт с победителем торгов расторгнут по соглашению сторон или по решению суда из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения контрактных обязательств.
Однако если до расторжения контракта исполнитель частично выполнил обязательства по нему, то при заключении нового объем оказываемых услуг следует уменьшить с учетом уже оказанных. При этом цена контракта также пропорционально уменьшается.
Если госконтракт расторгнут по соглашению сторон, то заказчик не направляет сведения о соответствующем участнике размещения заказа в ФАС России для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.