Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 мая 2012 г. N 42-Д12-1
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Валюшкина В.А.,
судей Абрамова С.Н. и Кондратова П.Е.,
при секретаре Полищуке А.О.
рассмотрела в судебном заседании 10 мая 2012 года надзорную жалобу осужденного Козбанова А.А. и адвоката Музраевой Н.Н.
По приговору Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 26 июля 2010 года
Козбанов А.А., не судимый,
осужден по ч. 1 ст. 285 УК РФ к штрафу в размере ... рублей.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 сентября 2010 года приговор в отношении Козбанова А.А. отменен и производство по уголовному делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 марта 2011 года кассационное определение от 23 сентября 2010 года в отношении Козбанова А.А. отменено и уголовное дело направлено на новое кассационное рассмотрение.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 22 марта 2011 года приговор от 26 июля 2010 года в отношении Козбанова А.А. изменен: исключен из числа доказательств ответ начальника отделения УФСБ России ... Г. на поручение следователя. В остальном приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Валюшкина В.А., мнение прокурора Башмакова А.М., полагавшего, что постановление суда надзорной инстанции и кассационное определение от 22 марта 2011 года подлежат отмене, судебная коллегия установила:
по приговору суда Козбанов А.А. признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями.
Преступление им совершено 26 февраля 2008 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В надзорной жалобе осужденный Козбанов А.А. и адвокат Музраева Н.Н. просят об отмене постановления президиума Верховного Суда Республики Калмыкия и последующих судебных решений, указывая, что постановление суда надзорной инстанции вынесено с нарушением требований ст. 405 УПК РФ, также в постановлении предрешены вопросы, подлежащие рассмотрению нижестоящими судебными инстанциями.
Проверив дело, обсудив доводы осужденного и адвоката, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из дела, президиум Верховного Суда Республики Калмыкия, рассмотрев надзорное представление прокурора Республики Калмыкия, в котором поставлен вопрос об отмене кассационного определения от 23 сентября 2010 года в отношении Козбанова А.А. и направлении уголовного дела на новое кассационное рассмотрение ввиду допущенных кассационной инстанцией существенных (фундаментальных) нарушений, отменил данное кассационное определение, указав в обоснование своего решения, что неправильное применение судом кассационной инстанции уголовно-процессуального закона (ст. 90 УПК РФ), как единственного основания для отмены приговора и прекращения уголовного дела в отношении Козбанова А.А., без рассмотрения доводов, изложенных в кассационной жалобе самого Козбанова А.А. и его защитника Музраевой Н.Н. о недопустимости ряда доказательств, положенных в основу приговора, о неустановлении места и времени совершения преступного деяния, а также доводов кассационного представления о чрезмерной мягкости назначенного Козбанову А.А. наказания, следует признать существенным (фундаментальным) нарушением, повлиявшим на законность кассационного определения.
Между тем, ст.ст. 408 и 410 УПК РФ, устанавливая полномочия суда надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела, не предоставляют ему право своим решением применить закон о более тяжком преступлении, усилить назначенное осужденному наказание или иным образом ухудшить его положение.
Статья 405 УПК РФ в системной связи с правовыми позициями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года N 5-П о проверке конституционности ст. 405 УПК РФ, вообще исключает пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора либо определения или постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осуждённого. Исключение составляют случаи, когда в ходе судебного разбирательства были допущены существенные (фундаментальные) нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда.
К таким нарушениям в силу ч. 3 ст. 405 УПК РФ относятся нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлекли за собой постановление приговора незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей, а равно лишили участников уголовного судопроизводства возможности осуществления прав, гарантированных законом, на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенно ограничили эти права, если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда.
Учитывая данные положения закона, вопросы, указанные в постановлении суда надзорной инстанции от 2 марта 2011 года, не могут рассматриваться в качестве фундаментальных нарушений уголовно-процессуального закона, содержащихся в ст. 405 УПК РФ.
При таких обстоятельствах постановление суда надзорной инстанции, которым отменено кассационное определение с направлением дела на новое кассационное рассмотрение, не может быть признано законным, и оно, также как и последующее судебное решение, подлежат отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 407-410 УПК РФ, судебная коллегия определила:
постановление президиума Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 марта 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 22 марта 2011 года в отношении Козбанова А.А., отменить.
Председательствующий: |
Валюшкин В.А. |
Судьи: |
Абрамов С.Н. |
|
Кондратов П.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 мая 2012 г. N 42-Д12-1
Текст определения официально опубликован не был