Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 мая 2012 г. N 03-01-18/4-67
Вопрос: Согласно подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей (в 2012 году - 3 млрд. рублей).
Что будет считаться в соответствии со ст. 105.14 НК РФ ценой сделки по договору процентного займа - тело займа и начисленная на тело займа сумма процентов либо только начисленная на тело займа сумма процентов? И что будет считаться в понимании ст. 105.14 НК РФ по договору беспроцентного займа ценой сделки?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, подпунктами 1-5 пункта 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
В соответствии с положениями главы 25 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, признаваемые внереализационными доходами (пункт 6 статьи 250 Кодекса), и не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований (подпункт 10 пункта 1 статьи 251 Кодекса).
Учитывая изложенное, полагаем, что при определении для целей статьи 105.14 Кодекса суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа. При этом доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договору займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований, при расчете указанной суммы не учитываются.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним в календарном году превышает значение соответствующего критерия (в 2012 г. - 3 млрд руб.).
Указанная сумма определяется путем сложения доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) с учетом установленного порядка их признания.
Разъясняется, что в нее включаются доходы в виде процентов, полученных по договору займа, кредита, банковского счета и вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. Они признаются внереализационными доходами.
При этом доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа, а также в счет погашения таких заимствований, при расчете указанной суммы не учитываются.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 мая 2012 г. N 03-01-18/4-67
Текст письма официально опубликован не был