Ассоциация российских банков благодарит Вас за предоставленную возможность принять участие в рассмотрении проекта положения Банка России "О платежной системе Банка России" (далее - Проект).
По мнению банковского сообщества, Проект требует определенной доработки, в связи с чем Ассоциацией совместно с банками - членами АРБ подготовлено соответствующее заключение на Проект (прилагается).
Ассоциация российских банков надеется, что предложения банковского сообщества будут учтены Банком России при доработке Проекта, и выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Банком России по вопросам совершенствования действующего законодательства о национальной платежной системе.
Приложение: Заключение АРБ на проект Положения Банка России "О платежной системе Банка России" - на 2-х листах.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение
Ассоциации российских банков на проект Положения Банка России "О платежной системе Банка России"
Специалисты АРБ проанализировали проект Положения Банка России "О платежной системе Банка России" (далее - Проект, Положение), и сообщают, что Проект требует доработки с учетом следующего.
1. В пункте 1.1 Проекта используется термин "правила осуществления перевода денежных средств".
Вместе с тем в Положении не содержится определение данного понятия. Полагаем, что подразумеваются правила осуществления перевода денежных средств, установленные нормативным актом Банка России (Положение Банка России "О правилах осуществления перевода денежных средств").
Таким образом, предлагаем пункт 1.1 Положения изложить в следующей редакции:
"1.1. Термины, предусмотренные настоящим Положением, применяются в значении, установленном Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - закон) и правилами осуществления перевода денежных средств, установленными Положением Банка России "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - правила осуществления перевода денежных средств).".
2. В соответствии с абзацем вторым пункта 2.1 Положения до 01.01.2013 в состав подразделений расчетной сети Банка России входят расчетно-кассовые центры.
Полагаем, что поскольку расчетно-кассовые центры упоминаются в Положении в качестве подразделения Банка России, выполняющего возложенные на него соответствующие функции, целесообразно в Проекте указать, что происходит с этими подразделениями после указанной даты.
3. В соответствии с пунктом 2.2 Проекта под подразделением Банка России следует понимать головной расчетно-кассовый центр, расчетно-кассовый центр, операционное управление, отделение или полевое учреждение Банка России.
В то же время в пункте 1.3 Положения в качестве подразделений расчетной сети Банка России рассматриваются те же указанные выше организации.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем унифицировать используемые в Положении понятия.
4. В главе 6 Положения установлены требования к порядку обеспечения исполнения обязательств клиентов Банка России по переводу денежных средств.
Вместе с тем в пункте 1.2 Проекта речь идет не о клиентах Банка России, а об участниках платежной системы Банка России.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем унифицировать используемые в Положении понятия.
5. В соответствии с пунктом 7.5 Положения при выполнении процедур приема к исполнению распоряжений в рамках сервиса по несрочным платежам, контроль распоряжений на достаточность денежных средств проводится в режиме их поступления или в дискретном режиме в соответствии с регламентом функционирования платежной системы Банка России.
В то же время в Положении не предусмотрено, в каких случаях применяется режим поступления, а в каких дискретный режим.
Учитывая изложенное, предлагаем скорректировать пункт 7.5 Положения.
6. Согласно абзацу третьему пункта 7.7 Положения Банк России может применять процедуры оптимизации последовательности исполнения распоряжений, находящихся во внутридневной очереди, за исключением распоряжений на перечисление (взыскание) денежных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России.
Полагаем, что в Проекте необходимо дать определение понятия "процедуры оптимизации", поскольку его отсутствие влечет правовую неопределенность, связанную с отсутствием понимания момента исполнения "оптимизированных" распоряжений.
7. Предлагаем уточнить редакцию абзаца второго пункта 7.18 Проекта, заменив слова "определенного пунктом 7.19 настоящей главы" словами "определенного пунктом 7.21 настоящей главы".
8. Согласно пункту 7.24 Проекта перевод денежных средств при осуществлении внутрирегиональных электронных платежей осуществляется в течение одного дня, при осуществлении межрегиональных электронных платежей - в срок не более двух рабочих дней.
Вместе с тем в Положении не определен момент с которого следует исчислять указанные сроки.
С связи с этим предлагаем уточнить пункт 7.24 Проекта.
9. В соответствии с пунктом 1 Приложения 2 к Положению платежные поручения на общую сумму с реестром при переводе денежных средств на общую сумму принятых к исполнению распоряжений составляются в электронном виде.
Предлагаем в Приложении 2 к Положению указать, означает ли указанный пункт, что начиная с 01.01.2013 банки будут обязаны в случае оформления платежного поручения на общую сумму направлять реестр в электронном виде всем получателям средств в рамках заключенных договоров об обмене с Банком России (не только органам Федерального казначейства) и, в том числе, независимо от того, обслуживаются ли банки отправителя и получателя платежа в одном территориальном учреждении Банка России или различных.
10. В соответствии с пунктом 5 Приложения 6 к Положению Банк России выполняет проверку электронного сообщения, содержащего запрос (ответ), в день его поступления от участника обмена - составителя электронного сообщения и при отрицательных результатах проверки не пересылает его участнику обмена - получателю электронного сообщения, о чем в тот же день направляет участнику обмена - составителю электронного сообщения уведомление с указанием причины.
Предлагаем пункт 5 Приложения 6 к Положению скорректировать, указав предмет и критерии проверки, осуществляемой Банком России.
11. В пункте 5 Приложения 7 к Положению определены условия представления клиентом распоряжений вне состава сводного поручения.
Вместе с тем из Проекта не понятно, в каких случаях кредитная организация может предоставлять распоряжения на бумажном носителе без составления сводного поручения.
В этой связи предлагаем доработать Приложение 7 к Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 28 мая 2012 г. N А-02/5-335 "О проекте Положения Банка России "О платежной системе Банка России"
Текст письма официально опубликован не был