Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу возможности осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, не соответствующих установленным требованиям к предельным размерам земельных участков, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации одним из требований действующего законодательства к образованию земельных участков является соответствие образуемых земельных участков предельным (максимальным и минимальным) размерам.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (указанные случаи предусмотрены ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (например, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства).
Пункты 1 и 2 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации определяют нормы предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в случае, указанном в обращении, предельные минимальные размеры образуемых земельных участков должны соответствовать градостроительному регламенту. Если указанное требование будет нарушено, орган кадастрового учета примет решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Дополнительно отмечаем, что в случае, указанном в обращении, участники общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером вправе (без раздела указанного земельного участка) определить порядок пользования таким земельным участком с определением в соглашении о порядке пользования земельным участком частей земельного участка, находящихся в исключительном пользовании каждого из участников общей собственности.
Заместитель директора |
В.В. Абрамченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 апреля 2010 г. N Д23-1286 "Об отсутствии оснований для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, если предельные минимальные размеры образуемых земельных участков не соответствуют градостроительному регламенту"
Текст письма опубликован в журнале "Кадастр недвижимости", 2012 г., N 1