Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2010 г. N 41-О10-117
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кочина В.В.,
судей Климова А.Н. и Шамова А.В.
при секретаре Карелиной О.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам осужденного Коврижных Д.М., адвокатов Голицыной Л.В., Лавринова Г.А. на приговор Ростовского областного суда от 25 августа 2010 года, которым
Куницын К.А., ...,
осужден к лишению свободы по ч. 2 ст. 222 УК РФ на 3 года, по ч. 3 ст. 30 и п.п. "а, е, з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 13 годам, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений - на 15 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
Коврижных Д.М., ...,
осужден к лишению свободы по ч. 2 ст. 222 УК РФ на 3 года, по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и п.п. "а, е, з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 12 годам, по ч. 1 ст. 222 УК РФ на 1 год, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений - на 13 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с Куницына К.А. и Коврижных Д.М. в пользу И. ... в возмещение имущественного вреда.
Заслушав доклад судьи Климова А.Н., выступления по доводам жалоб осужденного Коврижных Д.М., адвокатов Лунина Д.М. и Артеменко Л.Н., представителя потерпевшего С., прокурора Титова Н.П., полагавших приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Куницын К.А. признан виновным в покушении на убийство двух лиц и (И. и Г.) по найму, общеопасным способом, незаконном ношении, перевозке, хранении огнестрельного оружия (автомата "Град") и патронов к нему.
Коврижных Д.М. признан виновным в пособничестве в покушении на убийство двух лиц (И. и Г.) по найму, общеопасным способом, незаконном ношении, перевозке, хранении огнестрельного оружия (автомата "Град") и патронов к нему, а также в незаконном приобретении, ношении и хранении боевых патронов в количестве 21 штук калибра 5,45 мм.
Данные преступления совершены ими 18 ноября 2008 года в ... и 10 апреля 2009 года в ... при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В суде Куницын К.А. и Коврижных Д.М. вину свою не признали.
В кассационных жалобах:
осужденный Коврижных Д.М. утверждает, что он преступлений не совершал, ни с кем в преступный сговор не вступал и на месте преступления оказался случайно; в ходе расследования оговорил себя и Куницына в результате недозволенных методов следствия; когда он по просьбе знакомых управлял автомобилем, то неожиданно для него выстрелы из автомата стал производить мужчина по имени ..., который затем и отстреливался от автомашины "БМВ"; когда их автомобиль сбили, то он выпал из автомобиля и убежал; потерпевший Г. давал непоследовательные и противоречивые показания; полагает, что патроны во время обыска в его жилище "подбросили"; на месте преступления нашли не его кепку, поскольку в своей кепке он убежал; дело рассмотрено с обвинительным уклоном и фактически не учитывались его показания в суде; протокол судебного заседания является неполным; просит приговор отменить и дело направить на новое рассмотрение;
адвокат Голицына Л.В. в интересах осужденного Коврижных Д.М. указывает, что показания осужденных, данные ими в суде, оценены неверно и односторонне; показания потерпевшего Г. и опознание им Коврижных Д.М. являются недостоверными доказательствами, поскольку они непоследовательны; свидетель Л. в суде пояснил, что никогда не делал смывы с рук Куницына К.А. и не знает, что это такое; все связанные с этим действием доказательства являются недопустимыми, и суд должен был их исключить; просит приговор отменить и дело в отношении Коврижных Д.М. прекратить;
адвокат Лавринова Г.А. в интересах осужденного Куницына К.А. указывает, что суд должен был оценить показания потерпевшего Г. критически, поскольку тот является заинтересованным лицом; дана неверная оценка телефонным соединениям; протокол выемки от 24 декабря 2008 года с фиксацией о произведенном смыве с рук Куницына К.А. и все последующие доказательства являются незаконными, поскольку были получены с нарушением требований ст. 202 УПК РФ; органы расследования не провели "модельный эксперимент", и суд необоснованно отказал в ходатайстве подсудимого и защиты в его проведении; мотив преступления не установлен; на кепке обнаружены молекулярные следы третьего лица; версия осужденных о том, что стрелял в потерпевших мужчина по имени ... в суде не опровергнута; просит приговор отменить и дело направить на новое рассмотрение.
В возражении государственный обвинитель Доброродная Е.В. не согласна с доводами жалоб и просит оставить приговор без изменения.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что приговор постановлен правильно.
Несмотря на то, что в суде осужденные Коврижных Д.М. и Куницын К.А. свою причастность к покушению на убийство И. и Г. Не признали, их вина в содеянном установлена и подтверждается совокупностью следующих доказательств.
Так, из показаний Коврижных Д.М., данных им в ходе расследования, в качестве подозреваемого и обвиняемого, усматривается, что по предложению Куницына К.А. он и ... поехали на заработки в ..., где по объявлению Куницын купил автомобиль ВАЗ-...
На этом автомобиле они затонировали стекла, убрали переднее сиденье, и 18 ноября 2008 года он и Куницын приехали к пожарной части, где по указанию Куницына стали ждать одного человека. Вдруг он услышал автоматную очередь и увидел, что стрелял Куницын через опущенное заднее стекло. Затем они поехали, и увидел, что их преследовала автомашина "БМВ". Куницын отстреливался, но через некоторое время "БМВ" ударила в заднюю часть их машины, отчего её развернуло, и она ударилась о дерево. Ему удалось убежать (т. 5 л.д. 147-156, 167-199, 210-215).
Из показаний потерпевшего Г. следует, что он и И.А. на автомобиле "БМВ" ехали в спортзал и увидел припаркованный автомобиль ... красного цвета, из которого человек с автоматом через окно стал производить в них выстрелы. После этого автомобиль ... резко тронулся с места, и они стали его преследовать. Во время погони из автомобиля производились выстрелы. Из этого автомобиля никто не выходил, и во время преследования им удалось настичь нападавших, ударить их автомобиль, отчего тот уткнулся в дерево. Выбежали два мужчины, среди которых он опознал Коврижных Д.М. Затем вышел Куницын К.А., в руках у которого видел автомат, и тот стал целиться в него, но он спрятался за машину. Куницын побежал, и он из помпового ружья ранил его, после чего Куницын был задержан. Он хорошо разглядел стрелявшего в них из автомобиля ... человека, и утверждает, что это был именно Куницын К.А.
Суд обоснованно признал показания потерпевшего Гладких В.И. достоверными, поскольку они согласуются с аналогичными показаниями потерпевшего И., свидетелей С., Б., Н., А., А., Ч., С. опознавшего по фотографии Коврижных Д.М., с показаниями свидетеля Т., у которого Коврижных Д.М. по объявлению купил автомобиль ..., а также с другими доказательствами, подробный анализ которым дан в приговоре.
По заключениям химических экспертиз в смывах с правой и левой кистей рук Куницына К.А., на его одежде имеются наслоения сурьмы - основного элемента продуктов выстрела. Выемка данных вещественных доказательств была произведена в соответствии с положениями ст. 183 УПК РФ, и при этом замечания от его участников не заявлялись (т. 3 л.д. 203-206).
Достоверность сведений, изложенных в протоколе выемки, подтвердили в ходе расследования свидетель Л. (т. 3 л.д. 197-200), и сам Куницын К.А. (т. 2 л.д. 50-64).
Показания свидетеля Л., данные им в суде, о том, что он ничего не изымал у Куницына К.А., обоснованно были признаны не соответствующими действительности, поскольку они противоречили всей совокупности приведенных выше доказательств, а также пояснениями в суде самого Л. о том, что в соответствующих протоколах его допроса и выемки стоят именно его подписи (т. 19 л.д. 185).
Поскольку в суде Куницын К.А. не отрицал, что во время выстрелов он находился в салоне автомобиля, то суд обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства адвоката Лавринова Г.А. о назначении дополнительной судебно-химической экспертизы и в проведении "модельного эксперимента" (т. 20 л.д. 52, 63-64).
Доводы осужденных Куницына и Коврижных о том, что выстрелы из автомата производил мужчина по имени ... который якобы выскочил из автомашины примерно за 500 метров до столкновения, тщательно проверялись в суде и обоснованно были признаны несостоятельными.
В частности, потерпевшие Г., И., свидетели С., Н. последовательно показывали, что в салоне автомобиля видели только двух человек. Причем, потерпевшие Г. и И. утверждали, что выстрелы по их автомобилю производил именно Куницын К.А. В ходе расследования об этом же показывал и сам Коврижных, который, в том числе и на очной ставке с Куницыным К.А., вопреки утверждениям об этом Куницына К.А., ничего не говорил об участии в преступлении мужчины по имени ... (т. 6 л.д. 1-12).
По заключению генетической экспертизы смывы с магазина автомата, изъятого на месте преступления, содержат генетический материал осужденного Куницына К.А. (т. 14 л.д. 136-152).
Согласно заключению биологической экспертизы на кепке, обнаруженной возле автомашины ..., обнаружен пот человека, происхождение которого не исключается от Коврижных Д.М. (т. 14 л.д. 9-15, 184-187).
Утверждения осужденного Коврижных о том, что в ходе расследования на него было оказано незаконное воздействие, и он оговорил себя и Куницына, также проверялись в суде первой инстанции и обоснованно были признаны не соответствующими действительности. В частности, во время следственных действиях с участием Коврижных, в том числе и с выходом на место преступления, принимали участие защитник Р., специалист С., понятые, и все эти лица подтвердили объективность и достоверность зафиксированных в протоколе сведений (т. 5 л.д. 167-199).
Кроме того, в суде свидетель П. - следователь по данному делу, также опроверг утверждения Коврижных Д.М. о применении к нему недозволенных методов (т. 20 л.д. 22-34).
Совокупностью приведенных выше доказательств, наличием в деле беллинговой информации о телефонных переговорах Куницына К.А., Коврижных Д.М. и Л., показаниями свидетелей Т., Г., Ш., К., Т., Ж., Б., К., Б., Л., сообщившего о последующей ... на ... его ... Л., опровергаются доводы осужденных о том, что их действия были спонтанными, носили случайный и защитный характер от напавшего на них Г.
Безосновательны утверждения Коврижных Д.М. и о том, что патроны в его жилище были "подброшены", так как эти доводы опровергаются его же показаниями на следствии о том, что патроны в квартиру он принёс сам. Кроме того, обыск по месту его жительства был произведен в соответствии с положениями ст. 183 УПК РФ, в присутствии ... - А. и понятых, и замечания участниками данного следственного действия не заявлялись (т. 5 л.д. 84-85).
Вопреки доводам жалоб, установлен и мотив покушения на убийство потерпевших И. и Г. о чем суд подробно мотивировал свои выводы в приговоре, и оснований сомневаться в их достоверности у судебной коллегии не имеется.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно, и им дана надлежащая юридическая оценка.
Наказание Коврижных Д.М. и Куницыну К.А. назначено с учетом содеянного, их личности, обстоятельств, смягчающих ответственность.
Психическое состояние Коврижных Д.М. и Куницына К.А. проверено, и они обоснованно признаны вменяемыми.
Протокол судебного заседания составлен в соответствии с положениями ст. 259 УПК РФ, и поданные на него замечания рассмотрены председательствующим судьей в установленном законом порядке (т. 20 л.д. 171, 198).
Оснований для отмены или изменения приговора не усматривается.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Ростовского областного суда от 25 августа 2010 года в отношении Куницына К.А. и Коврижных Д.М. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кочин В.В. |
Судьи |
Климов А.Н. |
|
Шамов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2010 г. N 41-О10-117
Текст определения официально опубликован не был