Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2012 г. N 66-АПГ12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и В.И. Анишиной
при секретаре А.В. Аверина
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Стародубцева А.П. о признании незаконным отказа Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии в назначении дополнительных выборов в Думу городского округа муниципального образования города Усолье-Сибирское, установлении срока, в течение которого Усолье-Сибирской территориальной избирательной комиссией должны быть назначены дополнительные выборы в Усольскую городскую Думу и порядок назначения указанных выборов и по заявлению Торопкина М.В. о признании незаконным решения Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии в назначении дополнительных выборов в Думу городского округа муниципального образования Усолье-Сибирское, признании незаконным бездействия Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии, выразившегося в не назначении дополнительных выборов в Усольскую городскую Думу, установлении срока, в течение которого Усолье-Сибирской территориальной избирательной комиссией должны быть назначены дополнительные выборы в Усольскую городскую Думу с учетом проведения их 4 марта 2012 года и порядок назначения указанных выборов по апелляционным жалобам Стародубцева А.П. и Торопкина М.В. на решение Иркутского областного суда от 23 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Стародубцев А.П. и Торопкин М.В. обратились в Иркутский областной суд с указанными заявлениями, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что 11 октября 2009 года избрана Дума городского округа муниципального образования города Усолье-Сибирское пятого созыва в составе 21 депутата. В связи с тем, что решением Усольской городской Думы от 18 октября 2011 года N 87/5 прекратились полномочия депутата Кондрюкова В.Н., 6 ноября 2011 года прекратились полномочия депутата Жилкина В.К. в связи со смертью, 24 ноября 2011 года по собственному желанию сложили депутатские полномочия еще шесть депутатов городской Думы, городская Дума осталась в неправомочном составе, однако в назначении дополнительных выборов Усолье-Сибирской территориальной избирательной комиссией отказано.
Отказ в назначении дополнительных выборов нарушает положения ст. 71 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и нарушает права заявителей на участие в осуществлении местного самоуправления через представительный орган.
Определением судьи Иркутского областного суда от 20 декабря 2011 года заявления Стародубцева А.П. и Торопкина М.В. объединены в одно производство.
В судебном заседании Стародубцев А.П. и Торопкин М.В. поддержали заявленные суду требования.
Избирательная комиссия Иркутской области, Усолье-Сибирская территориальная избирательная комиссия просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Иркутского областного суда от 23 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Стародубцев А.П. и Торопкин М.В. просят указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Решением Усольской городской Думы от 18 октября 2011 года в силу требований пунктов 8 и 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий депутата выборного органа. Основанием для досрочного прекращения полномочий депутата выборного органа являются обстоятельства, указанные в пункте 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в том числе смерть, отставка по собственному желанию, досрочное прекращение полномочий соответствующего органам местного самоуправления. При этом полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случае принятия указанным органом решения о самороспуске; в случае вступления в законную силу решения суда соответствующего субъекта Российской Федерации о неправомочности данного состава депутатов представительного органа.
Как усматривается из материалов дела, по результатам выборов депутатов Усольской городской думы пятого созыва по 21 одномандатному округу, состоявшихся 11 октября 2009 года, а также дополнительных выборов, проведенных по одномандатным округам N# и N 8 соответственно 10 октября 2010 года и 14 марта 2010 года, избраны депутат: Орлов Н.И., Кучаров В.Б., Рогуленко Л.Ю., Нагих Н.В., Долганов B.Л., Колесников Н.В., Полинкевич Р.Г., Жилкин О.П., Кузнецов О.Н., Кустос B.C., Стародубцев А.П., Яцышин В.А., Жилкин B.К., Быргазов А.А., Гарабарчук С.Ю., Панькова Л.Н., Базаров В.В., Кондрюков В.Н., Торопкин М.В., Петров М.М., Яльчик А.В.
Решением Усольской городской думы от 18 октября 2011 года N 87/5 досрочно прекращены полномочия депутата по избирательному округу N 18 Кондрюкова В.Н. в связи со смертью, а 6 ноября 2011 года умер депутат по 13 избирательному округу Жилкин В.К., что подтверждено записью акта о смерти N 1692 от 9 ноября 2011 года, но решение о прекращении полномочий которого Усольской городской Думой не было принято.
Депутаты Усольской городской Думы Быргазов А.А., Гарбарчук C.Ю., Базаров В.В., Петров М.М., Яльчик А.В., Яцышин В.А. подали в Усольскую городскую Думу заявления о сложении депутатских полномочий по собственному желанию с 24 ноября 2011 года.
Заявители обратились в суд с указанным иском, однако еще до вынесения решения по данному делу, 11 января 2012 года Иркутским судом принято решение по заявлению Ерофеевой Л.A. и других, которым признан неправомочным состав депутатов Думы городского округа муниципального образования города Усолье-Сибирское пятого созыва.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно руководствовался положениями части 16 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которой полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, а в силу части 18 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся в сроки, установленные федеральным законом, досрочные (а не дополнительные) выборы.
Пункт 8 ст. 71 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также предусматривает проведение дополнительных (а не досрочных) выборов в случае, если представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе.
Таким образом, в связи с принятием Иркутским областным судом решения о признании неправомочным состава депутатов назначение дополнительных выборов не требуется, поскольку в силу части 18 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся в сроки, установленные федеральным законом досрочные выборы.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявители обратились в суд до принятия Иркутским областным судом решения от 11 января 2012 года, поэтому у избирательной комиссии имелись основания для назначения дополнительных выборов, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Поскольку на время обращения заявителей в суд срок, установленный Федеральным законом N 67-ФЗ для принятия избирательной комиссией решения о назначении дополнительных выборов (24 декабря 2011 года) не истек, суд не вправе был обязать избирательную комиссию назначить выборы.
Кроме того, до истечения данного срока (24 декабря 2011 года) в судебном порядке состав депутатов признан неправомочным и оснований для проведения дополнительных выборов не имелось.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 23 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Стародубцева А.П. и Торопкина М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2012 г. N 66-АПГ12-2
Текст определения официально опубликован не был