Письмо Минфина РФ от 6 июня 2012 г. N 02-04-10/2026
Министерство финансов Российской Федерации по результатам анализа проектов правовых актов главных администраторов доходов бюджетов (далее - акты), являющихся федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 266) (далее - Постановление N 995), а также Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания N 180н), обращает внимание на ряд существенных недостатков, требующих дальнейшего устранения.
1. Наличие в преамбуле актов ссылки на Указания N 180н, в то время как вопросы администрирования доходов бюджетов не являются предметом регулирования данного нормативного правового акта, при отсутствии вместе с тем ссылки на статью 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Постановление N 995.
2. Указание в преамбуле актов, срок действия которых не ограничивается конкретным финансовым годом, ссылки на Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", что значительно усложняет процесс регулирования бюджетных полномочий по администрированию, учитывая необходимость ежегодного внесения в акты соответствующих изменений либо издания новых актов.
3. Закрепление в актах за администраторами доходов бюджетов лишь кодов бюджетной классификации доходов при отсутствии положений о закреплении за ними источников доходов бюджетов с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся основанием для администрирования данного вида платежей, что является нарушением пункта 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 995 (далее - Правила).
4. При наличии в актах положений о наделении федеральных государственных органов, подведомственных им территориальных органов (подразделений), казенных учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части переданных полномочий Российской Федерации, бюджетными полномочиями администраторов доходов соответствующих бюджетов объем закрепленных за указанными органами (учреждениями) бюджетных полномочий не соответствует требованиям пункта 2 Правил.
В связи с изложенным Минфин России обращает внимание на необходимость закрепления в актах по администрированию бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов, по которым в представленных проектах актов регулирование отсутствует:
- заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих данные вопросы;
- осуществления сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- уточнения невыясненных поступлений в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- принудительного взыскания с плательщиков платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- представления администратором доходов бюджета главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления им полномочий главного администратора доходов.
5. При закреплении в актах за главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов источников доходов бюджетов недопустимо указание некорректных кодов бюджетной классификации доходов:
- кодов бюджетной классификации с отражением в 14-17 разрядах указанных кодов значения "0000", в то время как в отношении данных кодов Указаниями 180н предусмотрено применение обособленных кодов подвидов доходов;
- несоответствие наименований кодов бюджетной классификации доходов наименованиям, установленным Указаниями N 180н;
- кодов бюджетной классификации доходов, являющихся в соответствии с Указаниями 180н кодами агрегации, например, КБК 0000 1 16 23010 01 0000 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета";
- отражение источников доходов бюджетов по кодам бюджетной классификации, относящихся к группе "прочие", при наличии в Указаниях 180н соответствующих кодов бюджетной классификации для отражения данных источников доходов бюджетов.
6. Отсутствие в актах, регламентирующих вопросы администрирования федеральными государственными органами (органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) доходов федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов), положений о наделении указанных органов бюджетными полномочиями главных администраторов (администраторов) доходов соответствующих бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов, подлежащих отражению в данных актах в соответствии с Правилами.
7. Включение в перечни источников доходов бюджетов, закрепляемых за территориальными органами (подразделениями) федеральных государственных органов и федеральными казенными учреждениями актами о наделении подведомственных администраторов доходов бюджетов бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета, помимо источников доходов федерального бюджета, источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
8. Включение в перечни источников доходов бюджетов, закрепляемых за территориальными органами (подразделениями) федеральных государственных органов и федеральными казенными учреждениями актами о наделении подведомственных администраторов доходов бюджетов бюджетными полномочиями главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, наряду с источниками доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, источников доходов федерального бюджета, подлежащих зачислению и учету по нормативу 100% в федеральный бюджет.
9. Отсутствие в представленных актах о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализующих переданные полномочия Российской Федерации, бюджетными полномочиями администраторов доходов бюджетов, перечней органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных федеральными государственными органами - главными администраторами доходов бюджетов, осуществляющими указанные полномочия.
10. Отсутствие в актах о наделении территориальных органов федеральных государственных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений бюджетными полномочиями главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов положений в части указания субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отношении источников доходов бюджетов которых данные органы (учреждения) осуществляют вышеназванные бюджетные полномочия, что противоречит положениям пункта 3 Постановления N 995.
В целях соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации главным администраторам доходов бюджетов в возможно короткие сроки необходимо внести изменения в представленные в Минфин России проекты актов с учетом положений настоящего письма.
Минфин России выражает готовность рассмотреть акты с учетом вышеуказанных изменений и оказать консультационную помощь специалистами Департамента бюджетной политики и методологии - кураторами соответствующих главных администраторов доходов бюджетов.
Кроме того, сообщаем, что в целях реализации положений пункта 4 Правил федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в случае изменения их функций и полномочий, в соответствии с которыми ими осуществляется исполнение бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доводят информацию об указанных изменениях до Министерства финансов Российской Федерации путем направления письма произвольной формы с указанием полномочий по администрированию и нормативных правовых актов (наименование, дата, ссылка на положения нормативного правового акта), в соответствии с которым изменяются полномочия и функции главных администраторов доходов бюджетов, в Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации.
|
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.