Во исполнение пункта 27 приказа ФАС России от 31.03.2010 N 146 "Об утверждении плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2010 году" направляем Методические рекомендации по применению статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части действий гарантирующих поставщиков электрической энергии, приводящих к манипулированию ценами на розничных рынках электрической энергии, путем нарушения правил и процедур формирования нерегулируемой цены на электрическую энергию и мощность для целей осуществления расчетов на розничных рынках электрической энергии.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
|
А.Н. Голомолзин |
Методические рекомендации
по применению статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части действий гарантирующих поставщиков электрической энергии, приводящих к манипулированию ценами на розничных рынках электрической энергии, путем нарушения правил и процедур формирования нерегулируемой цены на электрическую энергию и мощность для целей осуществления расчетов на розничных рынках электрической энергии
На розничных рынках электрической энергии (мощности) можно выделить несколько видов возможного манипулирования ценами:
I. Некорректное применение правил трансляции, в том числе неверный расчет предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, рассчитываемых гарантирующим поставщиком ежемесячно, в целях повышения прибыли гарантирующего поставщика;
II. Нарушение правил трансляции в пользу отдельных категорий потребителей, которым нерегулируемая цена не транслируется либо транслируется в существенно меньших объемах, чем в отношении иных потребителей.
I. Некорректное применение правил трансляции, в том числе неверный расчет предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, рассчитываемых гарантирующим поставщиком ежемесячно
В настоящее время цена для конечного потребителя гарантирующего поставщика складывается из двух составляющих:
1. Тарифа, установленного соответствующим органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации;
2. Свободной (нерегулируемой) цены, предельный уровень которой рассчитывается ежемесячно гарантирующим поставщиком (далее - ГП), исходя из установленного Правительством Российской Федерации порядка (постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530).
Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, и средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на мощность на оптовом рынке рассчитываются организацией коммерческой инфраструктуры (далее - ОАО "АТС") в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 года N 643 (далее - правила ОРЭ) и публикуются в течение 4 дней по окончании соответствующего расчетного периода на официальном сайте ОАО "АТС" в сети Интернет, а также гарантирующими поставщиками - в течение 2 рабочих дней с даты публикации соответствующей информации ОАО "АТС" на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Предельные уровни свободных (нерегулируемых) цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), то есть гарантирующим поставщиком и доводятся до сведения покупателей.
Указанные предельные уровни:
для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, размера платы за услуги, подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией данного потребителя (покупателя), включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии в случае поставки электрической энергии по договору энергоснабжения;
для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по двухставочным тарифам, определяются отдельно в отношении электрической энергии и в отношении мощности на основании соответственно средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию на оптовом рынке и средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на мощность на оптовом рынке с учетом указанных составляющих.
В целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность) гарантирующий поставщик рассчитывает:
для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии с учетом мощности на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная.
В случае если указанная разность отрицательная, то размер платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность), принимается равным нулю.
В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", одновременно с публикацией решения об установлении тарифов регулирующий орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (РСТ) публикует, в том числе, величину средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенную при установлении одноставочных тарифов (далее - Величина единицы).
Расчет регулируемой части (тарифа) осуществляется в соответствии с приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, предельный уровень свободной (нерегулируемой) цены рассчитывается гарантирующим поставщиком ежемесячно с использованием следующей формулы:
- Величина единицы + свободная (нерегулируемая) цена (публикуется ОАО "АТС" в течение 4 дней по окончании соответствующего расчетного периода на официальном сайте).
Первые две составляющие формулы публикуются тарифным органом региона, последняя величина публикуется ОАО "АТС".
Пример: март 2009 для ОАО "Ставропольэнергосбыт"
1. расчет предельного уровня нерегулируемой цены для потребителя осуществляющих расчеты за электрическую энергию на розничном рынке по одноставочному тарифу с диапазоном напряжения СН 2 с ЧЧИ группы 4000 - 5000 (руб/МВт.ч.):
Тариф - 3269,00
Величина единицы - 1210,80
Свободная (нерегулируемая) цена - 1388,79
3269,00 - 1210,80 + 1388,79 = 3446,99
2. расчет предельного уровня нерегулируемых цен для потребителя осуществляющих расчеты за электрическую энергию на розничном рынке по двухставочному тарифу с диапазоном напряжения СН 2, с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств свыше 750 кВА (руб/МВт.ч.).
Тариф на э/э - 1271,00
Величина единицы - 313,30
Свободная (нерегулируемая) цена - 777,62
1271,00 - 313,30 + 777,62 = 1735,32
Тариф на мощность - 748,90
Величина единицы - 336,56
Свободная (нерегулируемая) цена - 232,84
748,90 - 336,56 + 232,84 = 645,18
Ненадлежащее применение вышеназванной системы расчета может рассматриваться как нарушение статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в действиях гарантирующего поставщика, приводящее к манипулированию ценами на розничных рынках электрической энергии, путем нарушения правил трансляции в части ненадлежащего расчета предельного уровня нерегулируемой цены.
II. Нарушение правил трансляции в пользу отдельных категорий потребителей, которым нерегулируемая цена не транслируется либо транслируется в существенно меньших объемах, чем в отношении иных потребителей (налицо создание дискриминационных условий и нарушение установленного порядка ценообразования)
В соответствии с пунктом 6 приказа ФСТ России от 21 августа 2007 г. N 166-э/1 "Об утверждении правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии" (далее - Методика), стоимость электрической энергии, поставляемой ГП (ГП второго уровня, ЭСО, ЭСК) по регулируемым ценам покупателям на розничных рынках, кроме населения, определяется как произведение тарифа, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующей группы потребителей (для потребителей, рассчитывающихся по двухставочному тарифу, - тарифной ставки за электрическую энергию), и объема электрической энергии, определяемого с учетом коэффициента распределения электрической энергии, поставляемой ГП (ГП второго уровня, ЭСО, ЭСК) на розничном рынке по регулируемым ценам (бета).
Коэффициент бета рассчитывается гарантирующим поставщиком по окончании каждого расчетного периода и публикуется на официальном сайте в сети Интернет. Органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов также рекомендуется публиковать на своих сайтах в сети Интернет величину коэффициента бета по каждому из гарантирующих поставщиков.
Согласно пункту 111 Правил розничных рынков коэффициент бета - это коэффициент, определяющий долю оплаты электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам).
Гарантирующий поставщик доводит до сведения обслуживаемых им покупателей электрической энергии коэффициенты (бета), определяющие долю оплаты электрической энергии и мощности по регулируемым ценам, и основные исходные данные для их расчета, а также направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, возможны случаи применения в расчетах с отдельными потребителями гарантирующего поставщика иного коэффициента бета, который может являться значительно выше (ниже), что влечет расчеты по различным ценам на один и тот же товар для потребителей одной категории.
Тем самым, гарантирующий поставщик имеет возможность устанавливать заниженную (завышенную) цену на объем электрической энергии, приобретенной по регулируемой цене для отдельных категорий потребителей, что приводит, в свою очередь, к ограничению конкуренции на рынке купли-продажи электрической энергии соответствующего региона, поскольку остальным участникам рынка становится экономически не выгодно рассчитываться с потребителями за меньшую стоимость, чем рассчитываются потребители с гарантирующим поставщиком.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006г. N 135-ФЗ (далее - Закон о конкуренции) конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно статьям 1 и 4 Закона о конкуренции не допускаются действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушение законодательства Российской Федерации и причинение убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.
Подобные действия гарантирующих поставщиков следует квалифицировать как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от Закона о конкуренции, выраженные в установлении необоснованной цены на объемы электрической энергии, реализуемой по регулируемым ценам отдельным потребителям по договорам электроснабжения, что является злоупотреблением доминирующим положением на соответствующем рынке, приводящим к манипулированию ценами путем нарушения правил формирования стоимости электрической энергии, поставляемой покупателям розничного рынка по регулируемой цене.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2010 г. N АГ/19343 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма официально опубликован не был