В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступило письмо Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 07.12.2010 N 41190-ИБ/14, в котором даны разъяснения по применению Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Указанные разъяснения касались требований к местам установки приборов учета энергетических ресурсов. При этом в письме было указано, что "ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения".
Между тем, частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляется, возложена на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, указанная обязанность распространяется на организации, в отношении которых выполняются одновременно следующие условия:
- организации осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу;
- сети инженерно-технического обеспечения организаций имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 указанной статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Как указывалось ранее, частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации), заключается с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином -собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Таким образом, исходя из понимания положений Закона об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета энергоресурсов.
Основываясь на изложенном, ФАС России было направлено требование об отзыве письма Минрегиона России. Указанное требование было исполнено и в адрес органов исполнительной власти Минрегионом России было направлено письмо от 27.10.2011 N 29432-АП/14 об отзыве письма от 07.12.2010 N 41190-ИБ/14.
Учитывая изложенное, просим руководствоваться позицией ФАС России, указанной в настоящем письме.
|
А.Н. Голомолзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 8 декабря 2011 г. N АГ/45584 "Об отзыве письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.12.2010 N 41190-ИБ/14"
Текст письма официально опубликован не был