Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 4 июня 2012 г. N 03-02-07/1-134
Вопрос: В соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах проявления налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, ООО - Консалтинг перед заключением хозяйственных договоров в целях выявления признаков недобросовестности контрагента, оценки и минимизации налоговых рисков, во избежание возникновения необоснованной налоговой выгоды, обратилось в налоговые органы по месту нахождения контрагентов с запросами о предоставлении информации следующего характера:
А. Регулярно ли запрашиваемая организация сдает отчетность и не нарушает ли при этом сроков сдачи?
Б. Не привлекалась ли организация к налоговой ответственности?
В. Не нарушает ли сроков уплаты налогов и платит ли их вообще?
Налоговый орган в письме отказался сообщить запрошенную информацию.
В связи с чем просим дать письменные разъяснения по следующим вопросам:
1. Имеем ли мы право обращаться с запросом вышеуказанной информации в ИФНС по месту нахождения контрагентов?
2. Вправе ли ИФНС отказать в предоставлении запрошенной нами информации?
3. Какие методы мы вправе использовать с целью выявления недобросовестности контрагента и минимизации налоговых рисков?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и сообщается следующее.
Информация, которую налоговые органы обязаны бесплатно представлять налогоплательщикам, необходимая для исполнения их обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, указана в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, представляются пользователям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кодексом не установлена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в названном пункте, составляют налоговую тайну.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (абзац первый пункта 2 статьи 102 Кодекса).
В соответствии с определением от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе статьи 102 Кодекса и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в представлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Аналогичные выводы сделаны и некоторыми другими судами (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 N А27-25441/2009, от 16.07.2010 N А27-25724/2009, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-СЗ).
Налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу проявления налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
НК РФ не обязывает налоговые органы сообщать налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении их контрагентами налоговых обязательств и о нарушениях ими налогового законодательства.
Вместе с тем ВАС РФ считает отказ налоговиков предоставить такие сведения необоснованным. По его мнению, информация об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не является налоговой тайной. Ее запрос обусловлен необходимостью проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.
Минфин России обращает внимание, что на сайте ФНС России размещены информационные материалы в помощь налогоплательщикам. В частности, приведены т. н. адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок", и наименования организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июня 2012 г. N 03-02-07/1-134
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 26 июня - 16 июля 2012 г. N 24