Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 56-О12-32
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Глазуновой Л.И.,
судей Зеленина С.Р. и Ермолаевой Л.И.,
при секретаре Никулищиной А.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденных Кузнякова А.В. и Конкина А.А. на приговор Приморского краевого суда от 26.03.2012, по которому
Кузняков А.В., ..., судимый
1. 08.02.2010 по ст. 337 ч. 3 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы;
2. 30.03.2010 по ст. 337 ч. 4, ст. 69 ч. 5 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, освобожденный условно-досрочно 29.11.2010 на 8 месяцев 7 дней;
осужден по
ст. 162 ч. 3 УК РФ к 8 годам лишения свободы,
ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ в отношении Т. к 10 годам лишения свободы,
ст. 324 УК РФ к 8 месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства,
ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ в отношении К. к 10 годам лишения свободы,
ст. 33 ч. 5, ст. 105 ч. 2 п.п. "а", "з" УК РФ к 15 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год, с обязанностью являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц и следующими ограничениями: не менять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, находиться дома в ночное время суток с 22 до 7 часов; ст. 105 ч. 2 п.п. "а", "в", "ж", "з" УК РФ к 18 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год, с обязанностью являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц и следующими ограничениями: не менять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, находиться дома в ночное время суток с 22 до 7 часов; ст. 30 ч. 3, ст. 150 ч. 4 УК РФ к 5 годам лишения свободы; в соответствии со ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний - к 23 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев с обязанностью являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц и следующими ограничениями: не менять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, находиться дома в ночное время суток с 22 до 7 часов; в соответствии со ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения к назначенному приговору неотбытой части наказания по приговору от 30.03.2010 окончательно определено 23 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев с обязанностью являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц и следующими ограничениями: не менять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, находиться дома в ночное время суток с 22 до 7 часов,
Конкин А.А., ..., судимый
17.03.2009 по ст. 330 ч. 1 УК РФ к 200 часам обязательных работ, 22.06.2009 не отбытое наказание в виде 35 часов обязательных работ заменено на 4 дня лишения свободы;
осужден по
ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ в отношении Т. к 9 годам лишения свободы,
ст. 324 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства,
ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ в отношении К. к 9 годам лишения свободы,
ст. 105 ч. 2 п.п. "а", "в", "ж", "з" УК РФ к 19 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев, с обязанностью являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц и следующими ограничениями: не менять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, находиться дома в ночное время суток с 22 до 7 часов; ст. 30 ч. 3, ст. 150 ч. 4 УК РФ к 4 годам лишения свободы; в соответствии со ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний - к 23 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев с обязанностью являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц и следующими ограничениями: не менять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, находиться дома в ночное время суток с 22 до 7 часов.
Заслушав доклад судьи Зеленина С.Р., выступление осужденных Кузнякова А.В. и Конкина А.А. с использованием систем видеоконференц-связи и защитников Чегодайкина А.Н. и Кротовой С.В., поддержавших доводы кассационных жалоб о незаконности приговора, выступление прокурора Генеральной прокуратуры РФ Полеводова С.Н., возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия установила:
Кузняков А.В. осужден за разбой с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище; разбой с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (в отношении Т. незаконное приобретение государственных наград СССР; разбой с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (в отношении К.); пособничество в убийстве двух и более лиц, сопряженное с разбоем; убийство двух и более лиц, лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с разбоем; покушение на вовлечение несовершеннолетнего в совершение особо тяжкого преступления путем обмана и иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Конкин А.А. осужден за разбой с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (в отношении Т. незаконное приобретение государственных наград СССР; разбой с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (в отношении К.); убийство двух и более лиц, лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с разбоем; покушение на вовлечение несовершеннолетнего в совершение особо тяжкого преступления путем обмана и иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Преступления были совершены в период времени с 17.04.2011 по 20.04.2011 в г. ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах:
осужденный Конкин А.А. не оспаривая фактических обстоятельств дела, просит снизить ему наказание, обращая внимание на то, что на предложение Кузнякова согласился необдуманно, раскаивается, ранее не судим, к преступлению не готовился, имеет молодой возраст, помогал отцу-пенсионеру, имеет малолетнего сына.
Осужденный Кузняков А.В. просит отменить приговор с направлением дела на новое судебное рассмотрение, снизить ему срок наказания, поскольку его участие в убийстве К. не доказано.
Утверждает, что с Конкиным А.А. предварительно не договаривался об убийстве Т. У него не было мотива ее убийства, поэтому вывод суда о его заинтересованности в этом является необоснованным.
Также не согласен с экспертизами N 221 3-69, 298-299 3-76 и 3-101.
Государственный обвинитель Луговская И.С. возражает на кассационные жалобы осужденных, просит оставить их без удовлетворения.
Потерпевшая К. просит учесть совершение осужденными особо жестокого преступления и вынести справедливое наказание.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.
Вина осужденного Кузнякова А.В. в совершении группой лиц по предварительному сговору сопряженного с разбоем убийства Т., заведомо для виновного находящейся в беспомощном состоянии, полностью подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана в приговоре надлежащая оценка.
Доводы Кузнякова А.В. об отсутствии предварительного сговора и мотива убийства Т. проанализированы в приговоре суда и обоснованно отвергнуты с приведением убедительных мотивов, связанных с тем, что именно Кузняков А.В., после того как потерпевшая проснулась и потребовала от нападавших покинуть ее дом, дал команду Конкину А.А. убить ее, и в то время как Конкин А.А. повалил потерпевшую на кровать, наносил ей удары кулаками в голову, а затем ножом - в шею, по просьбе Конкина А.А. держал потерпевшей ноги и связывал их, лишая потерпевшую возможности сопротивляться.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о том, что Кузняков А.В., применяя к потерпевшей насилие с целью лишения ее жизни, совершил убийство Т. группой лиц по предварительному сговору с Конкиным А.А.
Версия осужденного Кузнякова А.В. о том, что его слова "вали её" означали лишь призыв повалить потерпевшую на кровать, также опровергается фактическими обстоятельствами дела, согласно которым оба нападавших заранее вооружились ножами, потерпевшая знала Кузнякова А.В., при этом как Конкин А.А., так и Кузняков А.В. во время нападения закрывали ей рот, не давая кричать, чтобы не привлечь внимание к своим действиям и не быть разоблаченными.
Данные факты, в совокупности с обстоятельствами совершения убийства Т. свидетельствуют об умышленном характере действий Кузнякова А.В.
Участие Кузнякова А.В. в убийстве К. подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе показаниями Конкина А.А. о том, что удары потерпевшей топором наносили и он, и Кузняков А.В., заключением эксперта о наступлении смерти К. от открытой черепно-мозговой травмы, причиненной не менее чем 9 ударных воздействий тупым твердым предметом.
Таким образом, доводы жалобы Кузнякова А.В. о недоказанности его участия в совершении этого преступления, опровергнуты.
Заключением эксперта N 6 (т. 3 л.д. 101) установлено наличие на рукаве джемпера Конкина А.А. крови, которая могла произойти от Т., что соответствует как показаниям самого Конкина А.А. о том, что он нанес потерпевшей колото-резаную рану шеи, так и иным доказательствам совершения этого убийства. На куртке Кузнякова А.В. следов крови при производстве указанной экспертизы не обнаружено. Кроме того, на топоре обнаружены следы крови, которые могли произойти от потерпевших К.
Заключением эксперта N 221 (т. 3 л.д. 69) устанавливался механизм образования пятен на топоре (от разбрызгивания крови) и матраце (от контакта с окровавленным предметом).
Заключением эксперта N 298-299-МК (т. 3 л.д. 76) констатировано, что видимых следов крови на предметах, изъятых по делу, в том числе на одежде Кузнякова А.В., не обнаружено.
Указанные заключения экспертиз соответствуют требованиям уголовно-процессуального закона, являются научно обоснованными, их выводы ясны и непротиворечивы, поэтому оснований для сомнения в их допустимости и достоверности не имеется.
Действия Кузнякова А.В. квалифицированы правильно. Доводы стороны защиты об ухудшении положения осужденного переквалификацией совершенных им убийств не противоречат требованиям закона. Позиция государственного обвинителя, изменившего обвинение, и выводы суда по этому поводу не противоречат требованиям ст. 252 УПК РФ, поскольку они не отличают существенно по фактическим обстоятельствам от предъявленного Кузнякову А.В. обвинения и не квалифицируют его действия по более тяжком уголовному закону, чем ему было предъявлено следствием и сформулировано в обвинительном заключении.
Сам по себе факт того, что действия осужденного квалифицированы не одной, а двумя статьями уголовного закона, не ухудшает его положение по сравнению с предъявленным обвинением.
Осужденный Конкин А.А. в кассационной жалобе не оспаривает фактических обстоятельств дела, в том числе совершением им умышленных преступлений по предварительному сговору группой лиц, поэтому его доводы о том, что с предложением Кузнякова А.В. совершать преступления он согласился необдуманно и к преступлениям не готовился, не могут поставить под сомнение обоснованность его осуждения, правильность квалификации и справедливость назначенного наказания.
Суд назначил осужденным наказание в соответствии с требованиями главы 10 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и данных о личности.
При этом, как видно из приговора, были учтены указанные в кассационной жалобе Конкина А.А. обстоятельства - отсутствие судимости, наличие несовершеннолетнего ребенка, явка с повинной и активное способствование розыску имущества, добытого преступным путем.
Справедливость назначенного осужденным наказания сомнений у судебной коллегии не вызывает, оснований для его смягчения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Приморского краевого суда от 26.03.2012 в отношении Кузнякова А.В. и Конкина А.А. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Глазунова |
Судьи |
С.Р. Зеленин |
|
Л.И. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 56-О12-32
Текст определения официально опубликован не был