Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Венедиктова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Венедиктов оспаривает конституционность части 1 статьи 32.7 КоАП Российской Федерации, согласно которой течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении данного вида административного наказания.
Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи А.В. Венедиктов был привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (часть 1 статьи 12.8 КоАП Российской Федерации) и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на два года. Получив названное постановление, заявитель направил в суд жалобу почтовым отправлением. Жалоба поступила в суд спустя несколько месяцев. В период до поступления жалобы в суд истек срок действия выданного заявителю временного разрешения на право управления транспортного средства, и оно было изъято при проверке документов должностным лицом органов ГИБДД.
Решением суда апелляционной инстанции постановление мирового судьи оставлено без изменений. Постановлением суда кассационной инстанции вынесенные по делу судебные акты изменены и срок назначенного административного наказания сокращен.
По мнению заявителя, в результате применения части 1 статьи 32.7 КоАП Российской Федерации срок назначенного ему административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством фактически увеличился более чем на четыре месяца. В связи с этим он просит признать данную норму не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 35 (часть 2), 46 (часть 1) и 50 (часть 1).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.В. Венедиктовым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Устанавливая порядок исполнения административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, законодатель определяет механизм исчисления срока данного наказания. В соответствии со статьей 32.7 КоАП Российской Федерации течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении указанного вида административного наказания (часть 1); в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается; течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (часть 2). Само по себе данное регулирование, устанавливающее порядок исполнения постановления по делу об административном правонарушении, обеспечивает достижение целей административного наказания - общей и частной превенции (часть 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Законодательство об административных правонарушениях содержит механизм разрешения вопросов, возникающих в связи с исполнением постановления о назначении административного наказания. В соответствии с частью 3 статьи 31.4 КоАП Российской Федерации в случае неясности способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, вынесшим постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения. В силу части 1 статьи 31.8 КоАП Российской Федерации данное заявление рассматривается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. При этом лица, заинтересованные в разрешении данных вопросов, извещаются о месте и времени их рассмотрения, а копия соответствующего определения вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, или, во всяком случае, высылается ему в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле (части 2 и 3 статьи 31.8 КоАП Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое законоположение, действующее в системной взаимосвязи с иными нормами законодательства об административных правонарушениях, допускающими возможность разрешения тех или иных вопросов, связанных с порядком исчисления срока лишения специального права, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Венедиктова Александра Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 843-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Венедиктова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Текст Определения официально опубликован не был