Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.И. Кравца вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.И. Кравец, являющийся одновременно ветераном боевых действий и ветераном военной службы, имеющий право на льготы, установленные для ветеранов труда, оспаривает конституционность примененного в его деле судами общей юрисдикции положения части 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", согласно которому меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, в том числе связанные с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляются, в частности, гражданам, приравненным к ветеранам труда, получающим ежемесячные денежные выплаты, установленные данным Законом.
Как следует из представленных материалов, до 1 августа 2008 года на основании Закона Самарской области "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" заявитель пользовался правом на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг в 50-процентном размере от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. С 1 августа 2008 года вступил в силу Закон Самарской области от 10 июля 2008 года N 71-ГД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области", в редакции которого действует в настоящее время оспариваемая заявителем норма. Одновременно в соответствии с частью 2 статьи 1 названного Закона Самарской области ветеранам боевых действий, к категории которых относится заявитель, а также совместно с ним проживающим членам его семьи предоставлено право на ежемесячные денежные выплаты на оплату коммунальных услуг в 12-процентном размере от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
По мнению заявителя, оспариваемое положение, не позволяя ветеранам, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации, пользоваться мерами социальной поддержки, установленными различными нормативными правовыми актами, неправомерно лишает эту категорию граждан социальных гарантий, которые предоставлялись им ранее, что не соответствует требованию статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ об определении мер социальной поддержки на уровне не ниже сложившегося до вступления данного Федерального закона в силу, и противоречит статьям 55 (часть 2), 72 (подпункт "ж" части 1) и 76 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Положение части 3 статьи 2 Закона Самарской области "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" направлено на социальную защиту указанных категорий граждан, не получающих меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством.
Оспаривая названное положение Закона Самарской области, заявитель, как следует из жалобы, настаивает на предоставлении гражданам, обладающим одновременно статусом ветерана боевых действий и ветерана военной службы, права на предоставление мер социальной поддержки как в соответствии с федеральным законодательством, так и на основании закона субъекта Российской Федерации. Однако в силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). Аналогичная норма предусмотрена и в части 2 статьи 2 Закона Самарской области "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 15 июля 2010 года N 1019-О-О, от 22 марта 2011 года N 443-О-О и от 21 декабря 2011 года N 1693-О-О).
Кроме того, из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов следует, что заявитель как ветеран боевых действий пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренными Федеральным законом "О ветеранах", а также получает на основании Закона Самарской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области" ежемесячные денежные выплаты на оплату коммунальных услуг в 12-процентном размере от регионального стандарта их стоимости. При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемой заявителем нормой нарушаются его конституционные права.
Проверка же соответствия закона субъекта Российской Федерации федеральному законодательству в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кравца Николая Иссаковича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 869-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кравца Николая Иссаковича на нарушение его конституционных прав положением части 3 статьи 2 Закона Самарской области "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"
Текст Определения официально опубликован не был