Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с проведением землеустройства в отношении территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, полагаем возможным отметить следующее.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 Закона о кадастре сведения. Порядок указанного информационного взаимодействия установлен Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618.
При этом статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) установлено, что территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства.
Для определения местоположения границ объекта землеустройства (в том числе соответствующей зоны) необходимо выполнение работ по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно статье 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 621 (далее - Постановление).
Таким образом, с даты вступления в силу Постановления сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате землеустроительных работ по описанию местоположения границ объектов землеустройства.
Статьей 4 Закона о землеустройстве установлены основания проведения землеустройства. К указанным основаниям относятся, в том числе решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства.
Согласно главе 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ территориальных зон находится в компетенции органов местного самоуправления и осуществляется посредством утверждения или изменения правил землепользования и застройки.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют полномочия по утверждению правил землепользования и застройки городских округов.
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, полномочиями на принятие решений о проведении землеустроительных работ по описанию местоположения границ территориальных зон и установлению их на местности обладают органы местного самоуправления, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствуют единые подходы к правовому регулированию порядка установления зон с особыми условиями использования территорий. В частности, для отдельных видов зон не определены органы, уполномоченные принимать решения об установлении зон.
Решения по установлению того или иного вида (типа) зоны с особыми условиями использования территорий, ее размеров, а в ряде случаев по определению порядка установления и перечня ограничений, вводимых на территории таких зон, могут приниматься федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В связи с чем, по мнению Департамента недвижимости, орган, уполномоченный на принятие решения о проведении землеустроительных работ по описанию местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий и установлению их на местности, может быть определен в соответствии с действующим законодательством в отношении определенного вида (типа) зоны с особыми условиями использования территорий.
Дополнительно необходимо отметить, что заказчиками землеустроительных работ по описанию местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий и установлению их на местности могут выступать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также лица, в пользу которых устанавливаются ограничения (обременения) прав, связанные с соответствующей зоной с особыми условиями использования территорий.
Финансирование землеустроительных работ по описанию местоположения границ территориальных зон и зон с особыми условиями территорий, а также установлению их на местности, по мнению Департамента недвижимости, осуществляется заинтересованными лицами.
Врио директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 1 июля 2010 г. N Д23-2423 "О проведении землеустройства в отношении территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий"
Текст письма официально опубликован не был