Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседания Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
при участии представителя ООО "Информационные технологии и решения" Таланова Ю.Н. (доверенность от 31.05.2012 N 61), представителей Управления образования Администрации городского округа Электросталь Московской области Денисюка М.Е. (доверенность от 25.05.2012 N 254/5), Шумского Д.А. (доверенность от 25.05.2012 N 255/5), Анпилоговой В.Н. (доверенность N 220/5 от 25.05.2012), представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Информационные технологии и решения" (далее - Заявитель) на действия Управления образования Администрации городского округа Электросталь Московской области (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на поставку учебно-лабораторного оборудования для обучающихся 1-х и 2-х классов общеобразовательных учреждений муниципальных образований в рамках модернизации системы общего образования Московской области в 2012 году (совместные торги) (номер извещения 0348300011412000006) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Требование технической части документации об Аукционе о проведении исполнителем по контракту обучения представителей грузополучателей методике эффективного использования поставляемого оборудования и программного обеспечения предполагает наличие у участников размещения заказа лицензии на ведение образовательной деятельности, что не соответствует части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
2. Требование технической части документации об Аукционе о наличии у программного продукта сайта технической и методической поддержки пользователей функционально и технологически не связано с предметом торгов, является дополнительным требованием к участникам размещения заказа и ограничивает количество участников размещения заказа.
3. Разъяснения положений документации об Аукционе от 23.05.2012 о наличии требований к датчикам освещенности и температуры в составе требований к комплекту лабораторного оборудования для начальной школы не раскрывают суть запроса, тем самым нарушают права участников размещения заказа на получение разъяснений положений документации об Аукционе.
4. Заказчиком неправомерно завышен размер обеспечения исполнения контрактов с 20% до 30% от начальных (максимальных) цен контрактов, что не соответствует условиям пункта 8.23.3 раздела 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе.
5. Установленные Заказчиком в технической части документации об Аукционе требования к компьютеру мобильному (ноутбуку) педагога о наличии предустановленной операционной системы Windows 7 Pro Rus, требования к интерактивной доске о программном обеспечении, требования к системе тестирования о программном обеспечении нарушают часть 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
6. Заказчик в разъяснении документации об Аукционе изменил требование к многофункциональному устройству. При этом Заказчиком не были внесены изменения в документацию об Аукционе.
7. Документация содержит противоречивые требования к поставляемым товарам: в файле "тех задание coвм.tif" документации об Аукционе указано количество поставляемых аппаратно-программных комплексов в размере 2273 комплекта, в то время как в файле "2.xls" - 2217 комплектов. Наличие данного несоответствия не позволяет участникам размещения заказа определить необходимое Заказчику количество комплектов аппаратно-программных комплексов.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
28.04.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 1 831 242 000 рублей.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе:
1. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 28.05.2012 в 09:00.
2. Дата окончания срока рассмотрения заявок 01.06.2012.
3. Дата проведения Аукциона 04.06.2012.
1. Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
Согласно технической части документации об Аукционе "поставщик обязан провести обучение (не менее 18 часов) представителей всех грузополучателей методике эффективного использования поставляемого оборудования и программного обеспечения в профессиональной деятельности".
В соответствии с частью 2 статьи 33.1 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что предусмотренное техническим заданием документации об Аукционе обучение не относится к лицензируемым видам деятельности, поскольку не является образовательной программой. Данное требование установлено с целью передачи поставщиком информации о поставляемом им товаре непосредственным пользователям для дальнейшего эффективного и безопасного его использования.
Кроме того, документацией об Аукционе не установлено требование к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки копии лицензии образовательной деятельности.
Таким образом, довод Заявителя о несоответствии положений технической части документации об Аукционе части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов ввиду наличия требования к исполнителю по контракту о проведении обучения представителей всех грузополучателей методике эффективного использования поставляемого оборудования и программного обеспечения не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об Аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В технической части документации об Аукционе установлено требование к программному обеспечению для создания, упорядочивания, визуализации и анализа иллюстративно-хронологических материалов: "программный продукт должен иметь сайт технической и методической поддержки пользователей".
23.05.2012 Заказчиком размещено разъяснение положений документации об Аукционе, согласно которым "данные требования установлены к наличию у программного обеспечения описанного свойства, в связи с чем, требованием к участнику размещения заказа они не являются".
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что данное требование означает возможность обновления поставляемого программного продукта посредством данного сайта по запросу пользователей или в автоматическом режиме. При этом никаких требований к участникам размещения заказа наличие у программного обеспечения сайта технической и методической поддержки пользователей в себя не включает.
Таким образом, довод Заявителя об ограничении количества участников размещения заказа путем установления требования в документации об Аукционе о наличии у программного обеспечения сайта технической и методической поддержки пользователей не нашел своего подтверждения.
3. Технической частью документации об Аукционе в составе требований к комплекту лабораторного оборудования для начальной школы установлены требования к датчикам освещенности и температуры: "датчик должен иметь посадочное отверстие для крепления его при проведении экспериментов".
Участником размещения заказа был направлен запрос на разъяснение положений документации об Аукционе: "На что должен "насаживаться" датчик посадочным отверстием при проведении эксперимента? К чему крепиться? Почему должны крепиться только датчики освещенности и температуры? Почему выбран именно такой безальтернативный способ крепления?".
23.05.2012 Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе по данному запросу, согласно которому "требования к конкретному способу использования посадочного отверстия документацией об аукционе не установлено. Наличие посадочного отверстия является свойством датчиков, соответствующим потребностям заказчиков".
На заседании Комиссии установлено, что размещенное на Официальном сайте Заказчиком разъяснение положений документации об Аукционе содержит необходимую для ответа на данный запрос информацию.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование к наличию посадочного отверстия у датчиков освещенности и температуры является требованием, обеспечивающим безопасное использование датчиков при помещении их в среду измерения. При этом дополнительных требований к посадочному отверстию (форме, размеру) в документации об Аукционе не установлено.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении права участника размещения заказа на получение разъяснений положений документации об Аукционе не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 8.23.3 раздела 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе "исполнение обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по каждому муниципальному контракту обеспечивается в размере 20% от начальной (максимальной) цены контракта".
При этом в соответствии с извещением о проведении Аукциона и приложением N 1 к разделу 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе размер обеспечения исполнения контрактов в отношении муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный и муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа городского округа Восход Московской области установлен в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, Заказчиком 25.05.2012 размещены разъяснения положений документации об Аукционе, согласно которым "при подготовке документации об открытом аукционе в электронной форме и извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме была допущена техническая ошибка. Участникам размещения заказа надлежит руководствоваться общим требованием о том, что исполнение обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по каждому муниципальному контракту обеспечивается в размере 20% от начальной (максимальной) цены контракта".
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном завышении Заказчиком размера обеспечения исполнения контрактов признан несостоятельным.
5. Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к компьютеру мобильному (ноутбуку) педагога: "наличие предустановленной операционной системы Windows 7 Pro Rus (указанная операционная система необходима в целях обеспечения совместимости с ранее закупленным программным обеспечением и оборудованием)".
В соответствии с извещением о внесении изменений в документацию об Аукционе, размещенном на Официальном сайте 11.05.2012, Заказчиком установлены требования:
- к интерактивной доске: "программное обеспечение интерактивной доски должно обеспечивать корректную работу интерактивной доски в средах MS Windows, MacOS и Linux";
- к системе тестирования качества знаний обучающихся: "программное обеспечение системы должно быть полностью русифицировано и работать в операционных системах MS Windows, Mac OS X, Linux, должно иметь одинаковый интерфейс под всеми операционными системами".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные требования к поставляемому оборудованию установлены в соответствии с положениями части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов на основании потребности Заказчика, заключающейся в обеспечении корректного взаимодействия поставляемого оборудования с тремя наиболее распространенными операционными системами, используемыми на ранее закупленном Заказчиком оборудовании.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов путем установления вышеуказанных требований к поставляемому оборудованию не нашел своего подтверждения.
6. Согласно части 7 статьи 41.7 Закона о размещении заказов заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В технической части документации об Аукционе установлено требование к многофункциональному устройству: "Подача бумаги - не менее 250 листов".
Участником размещения заказа подан запрос о разъяснении данных положений документации об Аукционе: "Что подразумевается под данным требованием? Емкость лотка или что-то другое?".
Заказчиком 23.05.2012 на Официальном сайте размещено разъяснение данных положений документации об Аукционе, согласно которым под данным требованием подразумевается "емкость лотка".
На заседании Комиссии установлено, что размещенные на Официальном сайте Заказчиком разъяснение положений документации об Аукционе содержит необходимую для ответа на данный запрос информацию.
Вместе с тем, Заказчиком, на основании части 7 статьи 41.7 Закона о размещении заказов принято решение не вносить изменения в документацию об Аукционе на основании данных разъяснений.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении его прав в результате отказа Заказчика вносить изменения в документацию об Аукционе на основании указанных разъяснений положений документации об Аукционе признан несостоятельным.
7. Согласно пункту 8.8.1 раздела 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе количество поставляемого товара указано в части VI "Техническая часть" документации об Аукционе.
При этом в файле "тех задание coвм.tif" документации об Аукционе установлено количество поставляемого товара в размере 2273 комплектов, в то время как в файле "2.xls" документации об Аукционе - 2217 комплектов.
Вместе с тем, Заказчиком 12.05.2012 на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, согласно которому количество поставляемых комплектов составляет 2217.
При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в файле "тех задание совм.tif" документации об Аукционе ошибочно указано количество поставляемого товара в размере 2273 комплекта.
Таким образом, довод Заявителя о невозможности определения количества поставляемого товара признан несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Информационные технологии и решения" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
члены Комиссии: |
Ю.А. Черкасова |
|
Д.С. Рахмедов |
|
О.А. Золотых |
|
П.П. Игнатущенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2012 г. N К-1026/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г. N ГЗ/01592)
Текст решения официально опубликован не был