Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 февраля 2011 г. N Д06-549
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу защиты прав участников строительства при строительстве застройщиком ООО объекта, и в части своей компетенции сообщает.
Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено полномочий Минэкономразвития России по контролю (надзору) в сфере строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в Вашем обращении, не являющееся обязательным для правоприменителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) кредиторами являются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Таким образом, для участия в деле о банкротстве кредитор должен обладать по отношению к должнику требованием по денежному обязательству.
В связи с этим, как кредитору, предъявляющему должнику требования о передаче жилого помещения, то есть кредитору с неденежными требованиями, необходимо преобразовать их, предъявив должнику требование о взыскании убытков за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, и вступить в дело о несостоятельности (банкротстве) в качестве кредитора должника.
Кроме того, действующим законодательством о банкротстве предусмотрена субсидиарная ответственность учредителей юридического лица.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 142 Закона о несостоятельности, кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. В случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 Закона о несостоятельности.
Кроме того обращаем внимание, что в настоящее время в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации формируется межведомственная методико-аналитическая рабочая группа в целях разработки комплекса мер по совершенствованию законодательства, регулирующего механизм восстановления прав и законных интересов граждан, пострадавших в результате неисполнения обязательств недобросовестными инвесторами и застройщиками многоквартирных домов.
Стоит отметить, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 334201-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства граждан), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Б. Коганом, А.Е. Хинштейном и др.
Указанным законопроектом предусматривается установление особенностей банкротства застройщиков, а именно:
установление приоритетного погашения требований граждан, участников строительства, по отношению к требованиям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов;
обеспечение равного уровня защиты интересов граждан, участников строительства, независимо от характера их требований, при этом предусматривается возможность передачи участникам строительства жилых помещений в многоквартирных домах в ходе дела о банкротстве при наличии определенных условий;
введение механизма рассмотрения арбитражным судом требований граждан, участников строительства, средства которых привлекались способами, не предусмотренными Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в рамках дела о банкротстве.
Заместитель директора |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 февраля 2011 г. N Д06-549
Текст письма официально опубликован не был