Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу о состоянии и перспективах нормативного правового регулирования в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В настоящее время перед законодателями всех уровней стоит задача реализации долгосрочной стратегии развития страны, определенной Президентом Российской Федерации. Это потребует совершенствования законодательной базы.
Основное значение в нормотворческом процессе отводится Федеральному Собранию Российской Федерации. В то же время Правительство Российской Федерации своими нормативными правовыми актами в значительной степени оказывает влияние на состояние нормативного правового регулирования. Ведущая роль в его нормотворческой деятельности принадлежит Министерству юстиции Российской Федерации, основными задачами которого являются разработка общей стратегии государственной политики, нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности и обеспечение в пределах своих полномочий прав и свобод человека и гражданина.
Участие Министерства юстиции Российской Федерации в нормотворческой деятельности получило определенную направленность с изданием Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации". Проведение мониторинга правоприменения позволило выявить как положительные тенденции, так и серьезные проблемы.
Многие недостатки связаны с отсутствием в арсенале законодателей инструментов и процедур координации и планирования нормотворческой деятельности, а также с отсутствием системного подхода при разработке проектов нормативных правовых актов.
В законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствуют определения понятия "нормативный правовой акт", а также понятий его видов, не урегулирован порядок подготовки, принятия и оформления проектов нормативных правовых актов. Все это нарушает системные связи между нормативными правовыми актами и приводит к возникновению юридических коллизий, негативно влияющих на процесс правоприменения.
В иностранных государствах действуют правила (регламенты) подготовки и принятия нормативных правовых актов, позволяющие законодательным органам формировать непротиворечивое и эффективное национальное законодательство.
В ряде субъектов Российской Федерации в свою очередь приняты и действуют законы о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Другой проблемой отечественного законодательства является несвоевременное принятие Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами. Например, не разработаны более 50 актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации принятых в 2011 году федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Для совершенствования системы законодательства особое значение имеют решения Конституционного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" придал этим решениям особую значимость: они являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Изложенные в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовые позиции подлежат неукоснительному исполнению всеми государственными органами, организациями и должностными лицами. Однако значительная часть нормативных правовых актов не приводится в соответствие с указанными решениями в установленные сроки.
Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации продолжает оставаться сложным и длительным процессом. Около 50 таких решений требуют разработки соответствующих нормативных правовых актов. Назрела необходимость принятия организационно-правовых мер, направленных на совершенствование процесса исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с которыми требуется принятие федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Принимая во внимание вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества:
а) обсудить с Министерством юстиции Российской Федерации вопрос о создании постоянно действующей рабочей группы по вопросам взаимодействия в нормотворческом процессе;
б) проработать совместно с Министерством юстиции Российской Федерации вопрос о дальнейшей работе над проектами федеральных законов "О нормативных правовых актах" и "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов", учитывая современный уровень законодательства, активное участие общественности в процессе законотворчества, в том числе в формате открытого правительства, а также необходимость формулирования положений о соотношении нормативных правовых актов, обладающих различной юридической силой, определения понятий "инкорпорация" и "кодификация", законодательного закрепления процедур подготовки и принятия нормативных правовых актов;
в) проанализировать совместно с Министерством юстиции Российской Федерации причины несвоевременного исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и подготовить предложения по совершенствованию законодательства, связанного с исполнением этих решений.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
а) направлять в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами;
б) разработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации с учетом положений, направленных на повышение качества оказываемых нотариусами услуг, в том числе связанных с обеспечением их доступности по оплате в части установления нотариальных тарифов, с необходимостью регламентирования удостоверения сделок с недвижимостью, отменой системы квотирования количества нотариусов на территории Российской Федерации;
в) осуществлять одновременно с разработкой проектов федеральных законов контроль за разработкой проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих их исполнение;
г) применять комплексный подход при разработке законопроектов, направленных на исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации;
д) продолжить реформу пенитенциарной системы в Российской Федерации с учетом международных стандартов в этой области;
е) продолжить совершенствование законодательства в области регулирования правового положения некоммерческих организаций в Российской Федерации;
ж) утвердить порядок разрешения разногласий, возникающих при проведении антикоррупционной экспертизы при оценке коррупциогенных факторов, разработать соответствующие квалификационные требования для экспертов;
з) пересмотреть порядок сертификации товаров и лицензирования определенных видов деятельности;
и) разработать комплекс мер, направленных на исполнение решений Европейского Суда по правам человека.
3. Комитетам Совета Федерации провести в рамках вопросов своего ведения мониторинг принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, которые предусмотрены федеральными конституционными законами и федеральными законами.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации проводить мониторинг федерального законодательства, по результатам которого своевременно вносить соответствующие изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.
6. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества проинформировать палату в период весенней сессии 2013 года о реализации настоящего постановления.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
27 июня 2012 г.
N 193-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 июня 2012 г. N 193-СФ "О состоянии и перспективах нормативного правового регулирования в Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июля 2012 г. N 27 ст. 3619